ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Знакомые все лица: Александр Мишарин о высокоскоростном настоящем и будущем

11.06.2015

Мне особенно приятно сегодня здесь находиться, в стенах родного университета. Бегло оглядывая аудиторию, я вижу много знакомых лиц: уважаемых профессоров, преподавателей и товарищей, – так начал лекцию о самом обсуждаемом проекте страны, развитии высокоскоростных и скоростных магистралей в России, Александр Сергеевич Мишарин, первый вице-президент компании ОАО «РЖД», доктор технических наук, успешный выпускник УрГУПС. Полтора часа любопытнейших данных, цифр, схем и  обсуждений сопровождались вспышками фотоаппаратов, кликаньем диктофонов и гудением камер. Слушатели, стараясь не наступить друг другу на ноги, устроились на подоконниках, перилах и даже (!) на полу. Кто знает, возможно, в той же Японии, студенты точно также слушают лекции опытнейших специалистов, обслуживающих линии Синкансэн.

Сразу в начале доклада Александр Сергеевич упомянул о подготовке специалистов для сети дорог, обосновывая важность своего визита в университет:

– Конечно, большой заказ для высших учебных заведений, который сегодня делает ОАО «РЖД», во многом связан  с таким фактором, как высочайшая  потребность в квалифицированных кадрах для различных сетей дорог.  

Плавно, по ходу мысли, вице-президент перешел к теме лекции. Начал он с доказательств актуальности развития ВСМ в России. Факт того, что востребованность высокоскоростных пассажирских перевозок на расстояниях, не превышающих по времени 3,5 часа, является практически неоспоримым. Александр Сергеевич, опираясь на проведенные исследования, уточнил, что 80% пассажиров пересело на Сапсан, когда время в пути между Москвой и Санкт-Петербургом приблизилось к 3,5 часам.

– Все мы знаем, что ВСМ очень актуальны в станах с высокой плотностью населения. Возникает вопрос: при чем же здесь Россия? Как выяснилось, мы живем очень компактно. Протяженность сети главной ветки  – 4200 км, и вдоль этой зоны проживает около ста миллионов человек, – рассказывает вице-президент ОАО «РЖД». По словам Александра Сергеевича, скоростные магистрали позволят расширить границы агломераций и повысить качество жизни тех, кто живет вдоль линии.  

Много внимания выпускник УрГУПС уделил вопросу сотрудничества с Китаем и организации ВСМ в Поднебесной – первая ветка в этой стране была построена еще в 2008 году. Как сказал Александр Сергеевич, КНР первая выступила с инициативой о строительстве транспортного коридора, соединяющего две столицы:

– В этом году на Иннопроме мы планируем подписать ряд соглашений с китайскими коллегами, – говорит президент Российской академии транспорта. Правда, какие конкретно это будут соглашения – не говорит. Отрадно, что УрГУПС, со своей стороны, также работает в восточном направлении, налаживая контакты с Даляньским государственным транспортным университетом, поэтому, надеемся, что у нашх студентов УрГУПС будет возможность поучаствовать в организации и строительстве будущей ветки Москва – Пекин.

Отдельно Александр Сергеевич остановился на том, что высокоскоростные магистрали строятся для пассажиров всех уровней достатка. По его словам, авиатранспортом пользуется лишь небольшой процент населения, и чтобы избежать подобной статистики для ВСМ, компания планирует ввести четыре класса перевозок. Самый недорогой – туристический. Цены на подобные поездки не будут превышать плацкартные.

И если речь зашла о ценах, то стоит упомянуть стоимость строительства скоростной дороги до Екатеринбурга. Она будет составлять около 2 трлн. рублей. Доля, более половины суммы, лежит на плечах государства, остальное – капиталовложения частного бизнеса.     

В конце лекции у слушателей была возможность задать вопросы и высказать свои соображения.

На животрепещущий вопрос, где проходить практику уральским студентам, вице-президент ответил так:

– На самом деле, спектр вариантов большой. Высокоскоростные магистрали постоянно модернизируются, и бывает, что специалистов не хватает. Можно проходить практику на заводах машиностроения, например, «Уральские локомотивы» совместно с компанией «Сименс» сегодня выпускают «Ласточку», а она – классический пример скоростного поезда. Как вариант, обязательное посещение и проведение занятий в испытательных цехах ВСМ.

Студентов также очень волновало, какие специалисты необходимы для обслуживания ВСМ. Александр Сергеевич ответил однозначно:

– Все. Мы уже создали программу, все действующие специальности будут востребованы и приемлемы на высокоскоростном движении. Строительство новой магистрали не означает, что классические инженеры, электромеханики не способны ее обслуживать, способны, конечно, но при проведении дополнительного обучения. Нужна специализация, поскольку, например, конструкция верхнего строения пути, динамические нагрузки, система эксплуатации при скоростях 300-400 км отличаются. Большая востребованность сегодня в строителях-инженерах: опыта массового строительства таких дорог мало. Нам придется и работать, и учиться, повышать свою квалификацию.

Также задавали вопросы о развитии левитационного транспорта и системе электрификации. Прозвучало предложение привлечь к проложению ВСМ студенческие строительные отряды, которое понравилось вице-президенту, и он посоветовал не откладывать это дело в долгий ящик, а выступить с инициативой.  Ну, за УрГУПС не заржавеет!

Источник: Пресс-служба УрГУПС