ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

«Я и на пенсии всё «бегу» за паровозом…»

22.01.2019

В биографии известной железнодорожницы открылись удивительные факты истории РЖД.

Хранитель музея Курганской дистанции пути Галина Серафимовна Константинова в этом году отметит 80-летие. Оглядываясь назад, она привычно вспоминает о прожитых годах и думает о том, какими замечательными людьми были ее предки.

Об этом она недавно рассказывала мне в ее любимом музее, который ветеран создала 15 лет назад, — компактном и сердечном для всех путейцев. В просторной комнате — вся история предприятия: от осеннего дня 1893 года, когда на станцию Курган прибыл первый поезд, и до нынешних дней. Стоит бросить взгляд на стенды, где размещены десятки раритетных фотоснимков и документов, как сразу же начинаешь понимать, как бесценна для железной дороги путейская профессия, на которой держится безопасность пути, а значит, и безопасность всех железнодорожных перевозок.

Впрочем, Галина Серафимовна сама является частицей истории Курганского путейского подразделения. Ведь ниточка ее трудовой династии тянется в позапрошлый век, примерно в 1870‑е годы, когда на Николаевской железной дороге начинал свою рабочую биографию ее прадед — путевой обходчик Сергей Сергеев.

Галина Серафимовна перелистала десятки документов, пытаясь узнать все о стальной колее ее прадеда. Ей хотелось увидеть, как создавалась мягкая царская дорожка, как на отдельных участках начиналось движение, а в ноябре 1851 года в присутствии широкой публики, под бравурные марши и звоны медных колоколов в российской столице состоялось открытие всей магистрали.


Это было историей, да еще какой! Как тогда писали «Санкт-Петербургские ведомости», «дорога соединила две наши столицы — голову и сердце России».


Поезд, названный в честь огромного события «всенародным», по нашим меркам, был уж не таким «крутым»: к паровозу было прикреплено несколько вагонов: два мягких — для состоятельных пассажиров, три жестких и один багажный.

Позже на гатчинском участке Николаевской дороги будет совершать почти ежедневные обходы ее прадед.

Как рассказала Галина Серафимовна, первый «стальной конь» на Николаевке был не слишком скорым: он неспешно бежал от Петербурга до Москвы — почти 22 часа! А дальше я сам развивал свою фантазию. Представлял, как в мягких вагонах на диванчиках совершали путешествие состоятельные пассажиры, охочие до такой поистине сказочной поездки. Возможно, поглядывая за окно, они пили горячий темно-вишневый чай вприкуску с шоколадом, прикасались к хорошему французскому вину.

Позже на место прадеда придет его сын, Сергей Сергеевич Сергеев. Дед работал уже в должности выше — бригадиром пути. Начинал работу на Николаевской дороге, а закончил уже в советское время на Октябрьской. Потом на дорогу придет ее отец, Серафим Александрович Нелюбин. Он был уже начальником дистанции пути.

Когда началась Великая Отечественная война, ей, Галочке, было всего два с половиной годика. Фашисты у стен Ленинграда. Их городок Гатчина, как и сам Ленинград, был под непрерывным вражеским обстрелом. Казалось, в таком возрасте страшное время не укладывается в детской памяти. А она сумела сохранить все военные воспоминания. Записанные на мой диктофон, они являются бесценным документом того времени: «Мы с отцом на веранде нашего дома. Вдруг недалеко загрохотало. Отец кричит: «Ложись!». А я не хочу. Меня пришлось силой уложить на пол. А ведь стекла могут разлететься на мелкие острые кусочки и поранить.

Когда дальше жить стало невмоготу — голод, бомбежки, папа последним поездом отправил нас с семьей в Петропавловск, в небольшой казахстанский городок. Вот мы и поехали: брат, мама и я. Собирались так быстро, что ничего взять с собой не успели. Единственное, что в спешке удалось захватить, — это швейную машинку «Зингер». Мама понимала: такая техника вдали от дома поможет нам прокормиться.

В чем были, в том и поехали. Спасибо соседям: меня одели в короткое мальчишеское пальтишко, надели на голову пуховую шапочку, подарили валеночки, рукавички. Зиму встретила в теплой одежде.

Отец все блокадные дни работал на «железке». На его долю пришлось строительство Шлиссельбургской железной дороги. Она пролегла в 33 километра. Немцы бомбили ее (1200 бомбежек!), но дорога строилась! Не случайно ее прозвали «дорогой смерти». Когда ее построили, отец следил за ней, чтобы в блокадный город ночью шли поезда — туда и обратно. Немцы разрушат пути — отец со всеми путейцами восстановят. И так было каждый день, до полного снятия блокады Ленинграда. Потом из Петропавловска наша семья возвратилась обратно в Гатчину».

Война осталась позади, а впереди открывалась новая жизнь. Вспоминает, как жила страна в то время. Оно было нелегким. Даже в новогодние праздники было невозможно вручить детям сладкие подарки. Как-то на новогоднюю елку, вспоминает Галина Серафимовна, за неимением сладостей всем детям вручили… фунтики с семечками! И это была тоже радость!

В суровые военные годы отец выжил. Он был мужественный человек — настоящий железнодорожник! Это он уговорил Галину поступить в Ленинградский институт железнодорожного транспорта. Она противилась. Но отец настоял. Потом его дочь поймет: отец был прав, профессия путейца стала для нее главным делом жизни.


Галина Серафимовна отработала на железной дороге 26 лет, из них 24 года — в Кургане.


В то время здесь проходила огромная модернизация железной дороги. Путевое хозяйство переоснащалось, увеличивалась пропускная способность Курганского узла. Тогда под руководством легендарных руководителей Вениамина Слосмана и путейца Ильяза Зубаирова развивалась станция Курган, строилось жилье и создавался Путейский поселок. Галина Серафимовна была старшим инженером техотдела. Тот, кто знаком с путейским делом, хорошо знает, какая это ответственная работа — обеспечение безопасности движения поездов. Под ее контролем проходил осмотр пути. Она следила за тем, чтобы строго выполнялись взаимодействия путейских специалистов и руководителей дистанции.

Когда пришла пора собираться на пенсию, инженер-путеец Константинова не предполагала, что через некоторое время ей придется вернуться на дистанцию, но уже в другом качестве — организатора музея (сейчас называется комнатой истории) Курганской дистанции пути. Новая должность станет для нее очередным интересным делом. Ведь она хорошо знала историю дистанции, работала с самыми известными людьми и была знакома со всеми вехами истории Курганской ПЧ-9.

Галина Серафимовна немедленно связалась со всеми работниками и ветеранами, разыскала самые интересные исторические фотографии, в государственных и семейных архивах нашла документы, связанные с жизнью трудового путейского коллектива за многие годы, и даже создала слайд-фильм «Путейская история». Потом подготовила альбомы по всем подразделениям дистанции. Они настолько интересны, что с книгами-альбомами знакомятся и начинающие путейцы, и ветераны. Для них это встреча с юностью.

Позже ветеран с помощью супруга создала небольшие телевизионные фильмы о самых «звездных» курганских путейцах, таким образом, сохранила о них память. Эти ленты Константинова нередко показывает коллективу дистанции во время праздничных дат. А таких дат у ПЧ-9 немало. Ведь его возраст уже немалый — 125 лет.

Когда готовились к этому юбилею, то по задумке его хранителя было решено, чтобы все работники дистанции побывали в комнате истории дистанции и сердцем прочувствовали эту великую дату.

О своей любимой работе Галина Серафимовна с улыбкой замечает: «Я и на пенсии всё «бегу» и «бегу» за паровозом. И остановиться не могу…»

А что династия? Она живет! После окончания Уральского государственного университета путей сообщения ее внучка Ольга Силантьева работает энергетиком на Свердловской железной дороге. Дочь Тамара избрала другую профессию. Она кандидат медицинских наук, работает в Илизаровском медицинском центре. А ее сын Михаил оканчивает Московскую консерваторию. Такая счастливая семья у почетного ветерана Южно-Уральской железной дороги Галины Серафимовны Константиновой.


Источник: сайт городской газеты «КУРГАН И КУРГАНЦЫ»