ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Путешествие во времени: 140 лет назад открылось регулярное движение поездов по Уральской горнозаводской железной дороге

27.03.2019

14 октября 1878 года открылось регулярное движение поездов по Уральской горнозаводской железной дороге (ныне Свердловская железная дорога) по маршруту Пермь – Камасино (Чусовская) – Нижний Тагил – Екатеринбург».

Это случилось после того, как стали известны первые результаты работы Царскосельской железной дороги, по которой за год было перевезено чуть более 600 тысяч пассажиров. Вопросами железнодорожного сообщения вплотную заинтересовался император Александр Николаевич. Он собственноручно разрабатывает план железнодорожных путей, согласно которому железнодорожное сообщение должно было охватить всю Россию: от Петербурга до Петропавловска. А одним из приоритетных направлений в царском плане было строительство железных дорог, которые соединили бы Москву и Петербург с Уралом и Западной Сибирью. Кстати, на некоторых частных заводах Урала на тот момент строились железнодорожные пути.

Но, как оказалось, для реализации этого плана одной лишь монаршей воли было недостаточно. В казне не было необходимых средств, поэтому строительство железных дорог приняло затяжной характер.

На помощь императору пришли промышленники и российское купечество, которые были заинтересованы в развитии железнодорожного сообщения ничуть не меньше императора. И, начиная со второй половины XIX века, в Министерство путей сообщения стали поступать проекты строительства железных дорог от частных лиц…

Первый проект уральской железной дороги появился в 1861 году. Его автором был управляющий нижнетагильскими заводами Демидова Владимир Карлович Рашет, уроженец Санкт-Петербурга, некогда изучающий горное и металлургическое производство в Швеции.

Работа над проектом уральской железной дороги, которая должна была пройти от Волги до Оби, и при этом соединить все демидовские заводы стала одним большим делом в Демидовском производстве. Но это дело затянулось на несколько лет из-за разногласий с купечеством по поводу географического пути железной дороги. До тех пор, пока осенью 1868 года пермский купец, промышленник и пароходовладелец Иван Иванович Любимов не предложил иной вариант дороги — от Перми к Тоболу, через Кунгур, Екатеринбург и Шадринск.

Помимо того, что проект Любимова предусматривал широкое участие частного капитала, автор проекта обязался за свой счёт произвести изыскательские работы на всём протяжении будущей трассы. Что очень понравилось министру путей сообщения и получило поддержку со стороны императора.

После этого был составлен детальный проект будущей железной дороги, по которому к данному направлению была добавлена ещё и Горнозаводская ветка: от Екатеринбурга через Нижний Тагил до Кушвинского завода.

В 1870 году Комитет железных дорог постановил признать Уральскую железную дорогу «…совершенно необходимой, и включить её в число дорог самонужнейших, не определяя ныне её окончательное направление… […] командировать на место специальную комиссию из инженеров и техников путей сообщения и горного ведомства».

В тот же год государственная комиссия в составе горных инженеров Гельмерсена и Меллера и инженеров путей сообщения во главе с Соболевским отправилась на Урал, чтобы окончательно определиться с маршрутом. Дорога должна была соединить уральские заводы с месторождениями угля и руды, и обеспечить вывоз их продукции на Каму. Исходя из этого, комиссия выбрала направление от Екатеринбурга вдоль Урала на север к Нижнему Тагилу и Кушве, от Кушвы в Западном направлении до Камасинской пристани на реке Чусовая и затем на север к Добрянской пристани на реке Каме. От этой, основной, линии должны были отходить два ответвления: одно — к Луньевским каменноугольным копям, другое — к Билимбаевскому заводу Строгановых (впоследствии строительство Билимбаевской ветви было отменено).

В 1871-1872 годах были проведены правительственные изыскания, после чего начались работы по прокладке трассы. Было создано «Общество горнозаводской железной дороги», силами которого и велись основные работы.

Участие Демидовых в реализации этого проекта заключалось в финансировании строительства Луньевской ветки. Здесь был сооружен один из первых в Европе железнодорожных тоннелей длиной 65 сажен. Кроме того, по инициативе и на средства Демидовых вся дорога была оснащена телеграфной связью.

Строительство дороги продолжалось шесть лет. В 1878 году была открыта для движения поездов главная линия, а в сентябре следующего года была сдана и Луньевская ветка. Дорога получила название Уральской Горнозаводской.

А в 1879 году по УГЖД от Перми до Екатеринбурга в одном из вагонов отправились фотографы мастерской Его Императорского Величества. За время поездки они сделали около 180 снимков на всём протяжении магистрали. Снимали станции, перегоны, подъёмы, мосты, выемки. Снимали и населённые пункты, через которые проходила дорога.

Позднее, эти снимки вошли в красочный альбом «Участок Уральской железной дороги от Перми до Екатеринбурга и Луньевская ветвь. Постройка 1874–1879 годов» (фотоателье Е. И. В. «Шерер, Набгольц и Кº», г. Москва).

Предлагаем вашему вниманию уникальные снимки, сделанные императорскими фотографами почти полтора века назад, и ставшие цветными благодаря современным московским фотографам.