ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Путешествие во времени: Управлению Свердловской железной дороги ровно 100 лет

28.03.2019

Всем, наверное, известно выражение – без прошлого нет будущего. Расхожая фраза буквально «зовет за собой» туда и в то время, где происходили переломные моменты в истории, где вершились судьбы и совершались подвиги, где жили наши предшественники. Как вы думаете, почему? Потому что именно там, в историческом прошлом можно найти ответ на один из главных вопросов в жизни: кто мы сегодня и кем будем завтра?

Большинство из нас живет сегодняшним днем,  пытаясь поймать время, которое в 21 веке движется с большим ускорением. Такой подход стирает границы прошлого и будущего. Кажется, что кроме сегодняшнего дня ничего нет. Но именно сегодняшние события являются продолжением прошлых и связаны с ними красными нитями.

Когда идешь по старым улицам Екатеринбурга, невольно обращаешь внимание на то, что вместе со стариной соседствует современность. Уральский государственный университет путей сообщения, построенный в середине 20 века и расположенный в историческом сердце  города, как будто соединил между собой эти две крайности, вобрав опыт и знания. Вокруг университета все дышит историей, которая, как известно, относится к отдельной части человеческой культуры и является нашим богатством.

С большим удовольствием следуя этим общепринятым догмам, Уральский государственный университет открывает новую рубрику «Путешествие во времени». Этот своеобразный экскурс в прошлое позволит совершить грандиозное путешествие  во времени, вспомнить или узнать много интересного не только о единственном транспортном университете на Урале, но и о том, что ему предшествовало и что с ним связано. А еще соприкоснуться к тому, как жили целые поколения наших предшественников  во время больших надежд и эпоху веры в беспредельность человеческих возможностей.

Надеемся, что этот исторический квест понравится всем от мала до велика и вызовет большой интерес. Поехали!

В этом году Свердловское управление железной дороги отметит своеобразный юбилей. Ровно сто лет назад в 1919 году народный комиссариат путей сообщения принял решение перевести управление Пермской железной дороги из Перми в центр Урала – Екатеринбург, по праву считавшийся родиной железных дорог России.

Именно в том году ровно век назад к Пермской магистрали присоединили Западно-Уральскую, Богословскую, Северо-Восточную, Уральскую и часть Омской магистрали и общая протяженность железной дороги составила 3 тысячи 891 версту.

Без малого десять лет управление размещалось в здании екатеринбургской мужской гимназии на Главном проспекте, где нынче расположена гимназия №9, и в ряде других зданий. В этот период в 1924 году Екатеринбург был переименован в Свердловск. И только в 1928 году практически с нуля на улице Челюскинцев было построено новое здание управления Пермской железной дороги.

Его первоочередной задачей на тот момент стало восстановление железной дороги, станционных зданий,  нескольких сотен мостов и подвижного состава, разрушенных в результате Гражданской войны. 

Не смотря на расположение в Екатеринбурге, точнее в Свердловске, долгие годы  управление называлось Пермским. Лишь после войны в 1953 году Пермская и Свердловская железные дороги объединились в Свердловскую. И это название сохраняется по сегодняшний день, а управление по-прежнему находится в Екатеринбурге в здании, построенном почти век назад.

Кстати, подземный пешеходный переход через улицу Челюскинцев и ведущий к зданию Управления Свердловской железной дороги, был построен значительно позднее - в 70-е годы.

Предлагаем вашему вниманию исторические кадры строительства здания Управления Свердловской железной дороги, дома для работников Пермской ЖД в 1927-1928 г.г.. Еще вы можете увидеть лица студентов дорожного техникума в далеком 1930 году и строительство подземного перехода в относительно недалекие 70-е годы.