ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Путешествие во времени: Управление Свердловской железной дороги – протест архитектора

03.04.2019

Интересный факт предшествовал строительству здания управления Свердловской железной дороги, которое, кстати, остается уникальным объектом архитектуры без малого сто лет.

Построить управление железной дорогой еще в начале прошлого века намеревалась Городская Дума Екатеринбурга. Быть точнее, в 1912 году поступило ходатайство из Думы о строительстве управления. И не где-нибудь, а на восточном конце Главного проспекта у железнодорожной линии «Екатеринбург-1» и «Екатеринбург-2». Для временного размещения управления дороги на период строительства Дума планировала выделить особняк Харитоновых-Расторгуевых в районе Вознесенской горки.

Но потом последовала Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции 1917 года и Гражданская война в России. Военные события помешали осуществиться этим планам. В особняке Харитоновых-Расторгуевых было отказано собственниками имущественного объекта, который принадлежал на тот момент акционерному обществу Кыштымских заводов.

Долгие девять лет уже в советский период руководство магистрали работало в здании бывшей мужской гимназии на проспекте Ленина, 33, которое не могло вместить и половины работников. Поэтому встал вопрос о проектировании и строительстве собственного здания управления дороги недалеко от железнодорожного вокзала. Разработка его проекта была поручена проектно-техническому отделу, возглавляемому с 1923 года гражданским инженером Константином Бабыкиным. Ранее им были спроектированы вокзалы на станциях Екатеринбург и Соликамск, железнодорожные мастерские Перми, Нижнего Тагила, Тюмени, Верещагина, Чусового, многие дома культуры железнодорожников.

В последующем инженер Бабыкин назначается начальником отдела гражданских сооружений управления дороги и становится автором проекта огромного монументального здания. Закладка фундамента будущего здания Управления Пермской (ныне Свердловской) железной дороги состоялась 6 августа 1925 года.

В основу архитектурно-планировочной композиции здания управления дороги автор положил принцип «каре», в котором протяженные четырехэтажные корпуса замыкались в виде квадрата с внутренним двором. В соответствии с планами служебные кабинеты и рабочие комнаты были размещены у внешнего контура здания, у внутреннего периметра «каре» (окнами во внутренний двор) запроектированы коридоры. В результате восемьдесят процентов служебных и рабочих комнат получили хорошее естественное освещение.

Здание управления Свердловской железной дороги примечательно, прежде всего, тем, что оно стало своеобразным протестом архитектора против упрощенчества и примитивизма сторонников господствовавшего тогда стиля «конструктивизм». Своим проектом инженер Бабыкин начал возрождать на Урале архитектурную классику, но в новой, современной интерпретации.

Например, он применил нововведение – отступление от красной линии застройки улицы и обустройство перед зданием зоны зеленых насаждений. Благодаря этому величественная и монументальная постройка приобрела еще более торжественно-парадный вид.

Мраморные лестницы и подоконники, блестящий паркет. Здание предполагалось оборудовать электрическими лифтами - случай в Екатеринбурге, на тот момент уже в Свердловске небывалый!

Строительство здания управления железной дорогой стало далеко не дешевым удовольствием для городской казны. Оно обошлось в 3 600 000 рублей. На строительстве было задействовано 800 рабочих. Благодаря новой постройке в 1928 году город увеличился на 11000 квадратных метров.

«Современная архитектура - это окаменелая музыка. Она звучит всё громче. Тяжелое кружево лесов... Выросло гигантское каменное детище. Здание первое по величине» - так писали в этом году газеты.

P.S.: Двумя годами раньше в 1926 году на улице Челюскинцев, 9, был построен жилой дом для инженерно-технических работников железной дороги. На первом и полуподвальном этажах размещались ясли, молочная кухня, два небольших магазина, столовая и профилакторий.