ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Студент, даешь «шаги в науку»!

12.04.2019

Замечательная штука – радио! Вдвойне замечательнее, когда оно вещает в стенах нашего большого университета. И просто невероятно, когда к радиоведущим из MediaHolding УрГУПС приходят интересные гости. В одну из больших перемен радиостудию посетил профессор кафедры «Автоматика, телемеханика и связь», координатор научной деятельности УрГУПС Евгений Алексеевич Малыгин, с которым мы побеседовали о студенческой науке.

Евгений Алексеевич, как обстоят дела в УрГУПС с научными студенческими исследованиями? Интересуются ли студенты наукой?

- Первое, что хочется отметить – наука в образовании присутствовала всегда. Термин «научно-образовательная деятельность» в вышей школе предусматривает, что подготовка специалиста не ограничивается выполнением аудиторной работы и домашних заданий. Слово «инженер» предусматривает, в первую очередь, человека творческого труда. А научиться творчеству можно только самостоятельно, занимаясь дополнительной внеучебной деятельностью. Это приведет к более глубокому уровню подготовки специалиста. Поэтому наука была, есть и, надеюсь, всегда будет в жизни студента.

- Расскажите о самых популярных научных студенческих коллективах нашего университета.

- Одной из самых творческих и передовых является научная студенческая школа при кафедре «Информационные технологии и защита информации». Без защиты информации в современном мире практический невозможно организовывать никакие процессы. Научная деятельность студентов активно развивается и продолжается в аспирантуре для выпускников на кафедрах «Электрические машины», «Вагоны» и «Электроснабжение транспорта». В УрГУПС система защиты диссертаций – первых научных достижений – поставлена на поток, разработка и опубликование научных работ происходит достаточно успешно и оперативно. Существуют научные коллективы на факультете экономики и управления, где студенты активно принимают участие не только в конференциях университета, но и в подобных мероприятиях других вузов, включая публикации научных статей, магистерских и кандидатских диссертаций. На кафедре «Управление эксплуатационной работой» научная деятельность студентов направлена на изучение и развитие такого направления, как «Цифровая железная дорога».

Нельзя не отметить научную деятельность студентов на кафедре «ИТиЗИ». Весомые достижения и проекты разрабатываются на кафедре «Электроснабжение транспорта», где студенты комплексно и разносторонне подходят к решению научных проблем, значимых не только для железнодорожного транспорта, но и для энергетики в целом.

- Если студент заинтересовался наукой, то к кому в первую очередь ему следует обратиться?

- Есть два пути: обратиться к заведующему кафедрой, который как никто другой знает, кто является координатором научной деятельности, или поговорить непосредственно с преподавателем дисциплины, так как они занимаются научной деятельностью и непременно будут рады в проявлении интереса к этому и у студентов. В студенческие годы я сам обращался к В.К. Донцову - «ветерану» кафедры «Автоматика, телемеханика и связь», способствовавшего моим первым шагам в науку. Содействовал этому и преподаватель В.Р. Асадченко, научивший меня и еще троих сокурсников пайке деталей и обработке печатных плат. Был опыт поломки реле в целях эксперимента и последующей разработки рекомендаций по эксплуатации. Так преднамеренная порча вещей может стать источником для нахождения технических решений. С этого начиналась моя наука (улыбается).

- Существует стереотип, что в научной деятельности участвуют в основном студенты-технари. Так ли это на самом деле?

- Нет. На нашем факультете экономики и управления сложно выделить технарей и экономистов. Там на кафедрах студенты имеют множество научных наград, разработана учебная программа «Экономика транспорта». Ребята исследуют вопросы безопасности на транспорте, логистику, решают задачи в туристической сфере. На кафедре «Естественнонаучные дисциплины» также активно ведется научная деятельность. Студенты заняты разработкой научных публикаций, подготовкой и выступлением на олимпиадах и конкурсах. Это, несомненно, является началом студенческой науки.

- Можно ли говорить о таком понятии как «мода на науку»?

- Не знаю как насчет моды, но на сегодняшний день заметны существенные изменения в содержании нашей технической политики – уход от дискретной аппаратуры и переход на программные продукты; изменение конструктивных элементов; переход от дискретной модели к цифровой. Такие общие понятия, как цифровая экономика, цифровая железная дорога, цифровизация страны, стали наиболее передовыми и необходимыми для поднятия государства на новый уровень. Цель цифровизации и информатизации российских железных дорог – повышение качества предоставляемых транспортных и логистических услуг за счёт применения цифровых технологий. Нужно быть справедливым, что в этой сфере Россия несколько отстает от других мировых лидеров. Не всегда программные продукты являются разработкой российской компании. Есть сведения, что 2/3 программистов, работающих за границей – россияне. Необходимо предоставлять возможности и условия для работы таким специалистам в нашей стране. И в России, и во всем мире наука, как вы говорите, всегда была в моде, только приоритеты в зависимости от конкретных задач меняются.

- Как сегодня привлекают студентов в научную сферу?

- Над данным вопросом в настоящее время ведется активная работа на всех уровнях образования. Именно для молодежи в возрасте от 15 до 30-35 лет созданы проекты, которых раньше не было: молодежный проект «Новое звено»; олимпиады по отдельным направлениям деятельности; конкурсы исследовательских работ – все это содержит научные элементы, необходимые российским железным дорогам. Молодежный проект ОАО «РЖД» «Новое звено» направлен на развитие научной и технической инициативы у молодых ученых, вовлечение их в решение корпоративных задач, в том числе на инновационную деятельность.

В одном из конкурсов на управленческую тематику, проводимом в Сочи, выпускница нашего университета стала призером. Девушка получила гранд на реализацию своей идеи на территории Свердловской железной дороги. Перечислить все перспективы невозможно, с более подробной информацией каждый может ознакомиться на сайте нашего университета.

- Евгений Алексеевич, спасибо Вам за информативную беседу. Наука - это модно, это шаг в будущее!


Записала Спиридонова Юлия, корреспондент студенческого медиахолдинга УрГУПС