ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Путешествие во времени: Свердловский железнодорожный вокзал – «наноновинка» начала 20 века

19.04.2019

Фото: E1.RU

Рассказываем о создании одного из крупнейших на Урале железнодорожных узлов - железнодорожном вокзале в столице Урала, который является культурным наследием Екатеринбурга. Новое здание вокзала было построено ровно 105 лет в связи с возросшими потребностями в перевозках по новым железнодорожным линиям до Тюмени и Челябинска. И функционирует по сегодняшний день. Поехали…

Сегодня железнодорожный вокзал Екатеринбурга представляет целый комплекс зданий и сооружений, появившихся за полтора века. Первое здание из этого комплекса, называемое ныне «старым вокзалом», было построено в 1878 году по проекту петербургского архитектора П.П. Шрейбера. Постройка была выполнена в так называемом «русско-византийском» стиле с элементами эклектики.

Пассажиропоток резко вырос, и в старом здании, которое было построено ещё в 1878 году, стало тесно. Поэтому в начале XX века администрация города принимает решение, возвести новый вокзал, а старый использовать лишь для нужд вооруженных сил. В качестве воинского железнодорожного узла «старый вокзал» использовался с 1914-го по начало 1990-х годов.

А мы вновь вернемся в начало прошлого века, когда глава города Иван Анфиногенов уговаривал министра путей сообщения Николая Шауфусова построить новое здание на восточной окраине Екатеринбурга. И не уговорил. Грандиозная стройка нового железнодорожного вокзала была уже намечена на другом месте. А на предложенном главой города месте позже появилась станция Первомайская.

В 1907 году по просьбе железнодорожников привокзальной Александро-Невской церковью был совершен торжественный молебен. После чего началась закладка нового вокзала. Правда, через три года железнодорожники, по всей видимости, запамятовав данное событие, и вновь заказали торжественный молебен. Но это никак не повлияло на строительство знакового регионального проекта, которое в последующем растянулось на 7 лет и обошлось казне в довольно круглую сумму – 4 миллиона рублей.

Автором проекта здания вокзала был выдающийся архитектор Константин Бабыкин, на счету которого много знаковых объектов города. По его проектам строились: здание Делового клуба — ныне Свердловская государственная филармония, театр оперы и балеты, комплекс зданий УПИ, управление железной дороги, екатеринбургский «Пассаж» и многое другое.

Предложенный архитектором проект вокзала включал в себя различные «наноновинки» того времени. Например, воздух в новых вокзальных залах освежали кондиционеры - это большие вентиляционные каналы квадратной формы, установленные у карнизов пола. А для подъема багажа на платформы был построен электрический лифт. Правда, до конца этот проект не был реализован. Лифт-то построили, но электричество подвести забыли. Так что посетители вокзала, как и прежде, доставляли свой багаж «хребтовым» способом.

Еще было принято решение сделать тоннель и оборудовать его отоплением, изразцами и электричеством и протянуть провода для освещения нового вокзала от железнодорожных мастерских. С отоплением тоннеля возникли проблемы. А со светом для вокзала должны были разобраться динамо-машины, установленные в современном Историческом сквере в центре Екатеринбурга. Но первое время современное освещение заменял керосин. Не успев залить залы электрическим светом, помещения украсили 65 фонарями фирмы «Самоцвет». Это недоразумение компенсировали другой технической новинкой: в залах был установлен телефонный аппарат.

Кстати, интересный факт: тоннельный переход долго после постройки вокзала не был востребован пассажирами. С тяжелыми котомками они упорно двигались к поезду через шпалы и рельсы, преодолевая многочисленные препятствия. Считали, по всей видимости, что так надежнее и быстрее.

К концу сентября 1913 года перрон нового вокзала залили асфальтом. А 1 июня 1914 года состоялось торжественное открытие нового транспортного объекта, украшенного гирляндами из зелени и флагов. Празднество сопровождали шампанское и тосты за государя императора.

В первую очередь горожан удивила громада остекленных окон. Оконная инсталляция вокзала как тогда поражала воображение, так поражает его и сейчас тех, кто посещает вокзальные кассы.

Еще одно удивление горожан вызвало расписание поездов. Примечательно, что оно было выполнено учениками Екатеринбургской художественно-промышленной школы черной масляной краской. Полуаршинные буквы и цифры впечатляли горожан своими размерами. Зато в таком исполнении расписание было видно издалека. А вот лавочек – диванов на вокзале не было, что придавало новому объекту неудобство. Лавочки, как показало время, так и не появились.

Если старое здание напоминало сказочный терем, то новое сравнивали с заводским цехом. До 1924 года вокзал назывался «Екатеринбург I», после - «Свердловск-Пассажирский». В 1936 - 1939 гг. его реконструировали в неоклассическом стиле и надстроили 2-й этаж.

В отреставрированном здании первого железнодорожного вокзала города Екатеринбурга уютно расположился Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги, который действует и сегодня.


Ведро для шампанского. Начало 20 века.
Книга «Билетная касса», 1929 год.