ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

УрГУПС – Чжэнчжоу: академическая мобильность на высокой скорости

02.07.2019

Уральский государственный университет путей сообщения расширяет сотрудничество с китайскими коллегами. На этот раз в области науки и образования в сфере транспорта. Доцент, кандидат технических наук, преподаватель кафедры «Путь и железнодорожное строительство» С.Г. Аккерман недавно побывал на стажировке в Китае в составе делегации коллег из транспортных вузов. Тема стажировки – высокоскоростная магистраль. Об этом наш разговор.

- Сергей Геннадьевич, цель вашей поездки?

- Познакомиться с перспективами китайского железнодорожного чуда. Мы поехали с коллегами - представителями транспортных вузов по приглашению Чжэнчжоуского железнодорожного профессионально-технического института. В программе стажировки – изучение темы о развитии высокоскоростной железной дороги в Китае; современные технологии строения и развития высокоскоростных моторвагонных поездов; технические особенности железнодорожной связи; системы тягового электроснабжения; ключевые технологии и железнодорожный путь высокоскоростного железнодорожного транспорта в Китае; системы управления ВСМ Китая.

- В последние годы в Китае происходит бурное развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта. Стремительно увеличивается протяженность железных дорог, а вместе с этим скорость движения по ним. При такой скорости развития железнодорожного транспорта Китай может прочно обосноваться в книге рекордов Гиннесса.

- По своему подходу к строительству и совершенствованию железнодорожного движения, реализацией на первый взгляд фантастических планов Китай действительно обогнал своих «учителей», например страны Европы, такие как Германия, Франция и другие. Я много ездил, много где был и многому давно не удивляюсь. Китай удивил прямо с порога.

- Чем?

- Скоростными поездами. После прилета в Пекин нам предстояло преодолеть расстояние почти 750 километров до Чжэнчжоу. Расстояние, согласитесь, приличное. Но поездка от Пекина до Чжэнчжоу по высокоскоростной магистрали (ВСМ) заняла всего 2 часа 24 минуты (для сравнения: от Екатеринбурга до Уфы 532 километра, и поезд едет 12-14 часов – авт.). Поезд может разгоняться до 350 километров в час. То есть люди могут работать в Пекине и добираться на работу поездами за 30-40 минут. Для этого у них нет никаких препятствий. Всего в Китае на сегодняшний день 29 тысяч километров ВСМ, и до 2030 года они планируют увеличить протяженность железных дорог до 150 тысяч км., из которых 40 тысяч будут высокоскоростными.

- А качество?

- На ВСМ не может быть плохого качества. Иначе это плачевно закончится. У них была единственная авария, когда молния повредила систему СЦБ (сигнализация, централизация и блокировка), и произошло крушение. ВСМ, кстати, эксплуатируются только днем. А ночью проводится техническое обслуживание и ремонт, мониторинг, диагностика железнодорожного пути. Надо отметить, что данная процедура полностью автоматизирована и требует математического подхода и обработки огромных объемов информации в режиме реального времени.

- Возникает резонный вопрос: кто будет строить десятки тысяч километров новых скоростных линий с новыми вокзалами, на которые выйдут сотни новых поездов, и кто их будет обслуживать?

- Учебные заведения в Китае также масштабны, как и планы. И в них готовят десятки тысяч специалистов для обслуживания этой гигантской инфраструктуры. Например, Чжэнчжоуский железнодорожный профессионально-технический институт, с которым УрГУПС поддерживает тесное сотрудничество. Учебный кампус расположен за городом. Это огромный учебный комплекс площадью более 600 гектаров. Он включает в себя учебные корпусы, десятки общежитий, полигоны, железнодорожный путь, столовую, гостиницу. Еще строится научный корпус, порядка десяти этажей.

Здесь учится одновременно 15 тысяч студентов на очной форме обучения. Группы большие – 50-60 человек. День у студента начинается в 6:30 утра с самостоятельной подготовки. Студенты с книжками, учебниками находятся в аудитории и самостоятельно занимаются, но под присмотром преподавателей. Затем большими стройными рядами идут на завтрак, а к 8:30 на занятия. С перерывом на обед учеба заканчивается в 20:30. А вечером молодежь на стадионе занимается спортом. И заканчивается их день ближе к ночи.

- А как у них обстоят дела с наукой?

- Аспирантуры в данном вузе нет. Выпускают только бакалавров и магистров. Вот как раз в этом и заключается основное направление его деятельности – подготовка для железной дороги высококвалифицированных кадров. Мы знакомились с практическими лабораториями, тренажерами, на которых учат будущих специалистов. В основе всего - электроника.

- С чем вас познакомили китайские коллеги, с какими объектами?

- Поездка была очень насыщенной: посещение лабораторий университета, семинаров, учебных баз, вокзала, транспортного узла. Удивили масштабы, количество и качество оснащения учебного заведения. Однако большинство дорогостоящего оборудования вуз покупает не самостоятельно, а с помощью железных дорог и фирм-производителей оборудования.

-Учитывая такой прогресс, что ваших коллег из Китая интересует в России, в частности в нашем университете, с которым сотрудничают не один год?

- Сотрудничество между нашими вузами для китайских коллег очень важно. Это, в первую очередь, обмен образовательными знаниями, научными. В нашем университете наука развита и находится на достаточно высоком уровне.

Для нас сотрудничество с китайскими коллегами также полезно. Сегодня главная особенность высшего образования – это интеграция науки и учебных процессов в мировое сообщество. Развитие процесса сотрудничества стимулирует академическую мобильность, повышает конкурентоспособность вуза в мировом образовательном пространстве. Поэтому совместная деятельность с Китаем – это для нас взаимовыгодная форма сотрудничества, способствующая повышению качества образования.


Елена Красулина