ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Рельсы жизни Ивана Васильевича Уткина

10.02.2020

Этим именем мы открываем рубрику, посвященную предстоящему юбилею Великой Отечественной войны.

Иван Васильевич Уткин. Человек неординарный, талантливый, мудрый, он возглавлял первый транспортный вуз на Урале с начала его основания до своей кончины. Велика его заслуга не только в основании вуза, в совершенствовании высшего профильного образования для транспортной отрасли. Иван Васильевич был участником Великой Отечественной войны. Пережив войну с достоинством и честью, с Орденом Отечественной войны 1 степени на груди он приступил к созданию транспортного вуза.

Родился Иван Васильевич 21 июня 1905 года. После окончания Алатырского техникума в 1924 году работал машинистом депо на Северной железной дороге. А в 1931 году, после службы в армии, поступил в Московский электротехнический институт инженеров железнодорожного транспорта. До 1937 года работал инженером проектной конторы и начальником сектора паровозного управления НКПС.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Все железные дороги страны переводятся на военное положение. Тысячи заявлений от железнодорожников легли на столы военкоматов. Однако они не спешат призывать работников ключевых железнодорожных профессий – это было чревато дезорганизацией работы транспорта. А через год, после начала войны, Государственный комитет обороны СССР принимает решение вообще прекратить призыв железнодорожников в Красную армию и вернуть на транспорт наиболее квалифицированных специалистов. Железная дорога является стратегически важным объектом, чья деятельность полностью направлена на фронт и победу. А люди, работающие на железной дороге и прилагающие титанические усилия, являются равноправными защитниками страны, как и участники боевых действий. В их числе И. В. Уткин.

В начале войны Иван Васильевич заступает на должность заместителя начальника паровозной службы Туркестано-Сибирской и Карагандинской железной дороги. Потом по приказу И.В. Сталина его назначают начальником паровозной службы Южно-Уральской и Свердловской железных дорог. Так, война отправляет Ивана Васильевича в долгую, можно сказать, пожизненную командировку на Урал, который в последующем станет его родным домом.

Уральские железные дороги, удаленные от западной границы государства на тысячи километров, к счастью, не пережили ужасы внезапной бомбежки или танковой атаки. Но им с первых же дней войны пришлось принять на себя такую нагрузку, нести которую не позволяли ни мощности локомотивного парка, ни состояние полотна, ни оснащенность станций и перегонов средствами сигнализации.

На железной дороге была железная дисциплина, введенная наркомом путей сообщения Лазарем Кагановичем. Люди по его приказу работали по 18 часов в сутки. Но через станции Урала поезда шли днём и ночью. И железнодорожники в реальности, проявляя подлинные чудеса мужества и отваги, работали денно и ночно, сутки напролет. Никаких задержек. Задержка даже одного вагона на сутки в то время грозила тем, что фронт не получит своевременно 700 тысяч патронов, или 500 снарядов, или 20 тонн муки. Какие же нужно приложить усилия, чтобы выполнять рабочую норму на 450 процентов?! Представьте: эта цифра стала нормой для железнодорожников во время войны.

Зеленый семафор в первую очередь обязан был освещать путь литерным поездам - с войсками и военными грузами. Например, доставляя оружие, боеприпасы и продовольствие в дни подготовки к великой битве под Москвой или блокированному Ленинграду. Непрерывно под огнём врага шли оснащенные поезда для разгрома врага под Сталинградом, а также без перебоев следовали воинские эшелоны во время сражений на Курской дуге. Огромные размеры воинских перевозок выполнялись при наступательных операциях 1944 года и в дни завершающих боев в 1945-м. Военные рельсы оказались прочнее стальных.

В тяжелые годы войны Иван Васильевич Уткин трудился в дружном строю железнодорожников с полной ответственностью, понимая, что лично от него победа тоже зависит. Обладая большими организаторскими способностями и способностью осваивать новую технику и передовые метода труда, он активно руководит формированием военно-эксплуатационных подразделений железнодорожников в помощь фронту. В эти годы И. В. Уткину заслуженно присваивается высокое звание, по сути генеральское – генерал – директор III ранга. А по итогам работы во время войны Иван Васильевич получает высокую награду - Орден Отечественной войны 1 степени, потом становится кавалером ордена Ленина, награждается четырьмя орденами «Трудового Красного знамени», орденом «Знак почета».

После войны Иван Васильевич работает заместителем начальника Свердловской железной дороги. А потом ему вверяют очень ответственное дело – создание и открытие Уральского электромеханического института инженеров транспорта (УЭМИИТа). Все тяготы и проблемы организации новорожденного вуза легли на плечи этого добросовестного и феноменально трудолюбивого человека. Под его непосредственным руководством на площади 25 гектаров на живописном месте бывших Генеральских дач был построен новый институтский городок с учебным корпусом, студенческими общежитиями, жилыми домами для профессорско-преподавательского состава и обслуживающего персонала, со спортивными, бытовыми и другими сооружениями.

Восемнадцать лет Иван Васильевич был на трудовом посту ректора института. Он не просто управлял вузом а, пройдя горнило войны, выстояв, как человек и профессионал, жил своим детищем. Неоценимая его заслуга. Все свои знания, энергию и богатый опыт Уткин отдал созданию на Урале современной базы для подготовки высококвалифицированных инженерных и научных кадров для железнодорожного транспорта. Считая основой основ научно-педагогический потенциал института, Иван Васильевич с отеческой заботой относился к воспитанию и росту молодых преподавателей.

Сегодня в Уральском государственном университете путей действует музей имени Ивана Васильевича Уткина. Учреждена специальная стипендия имени первого ректора. В музее висит его портрет, с которого смотрит доброе, умное, приветливое лицо. Есть многочисленные экспонаты, свидетельствующие о зарождении вуза. А вот информации о военном трудовом подвиге немного. Иван Васильевич был скромным человеком и предпочитал жить настоящим и будущим, оставляя прошлое в прошлом. И только лишь большие напольные часы в музее, которые когда-то стояли в кабинете у первого ректора, напоминают о далеко непростой человеческой судьбе с привкусом войны, отстукивают время и бьют звенящим медным звуком, словно набат, как будто приглашая заглянуть в день вчерашний.


Елена Красулина