ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя
ЭЛЕКТРОННЫЙ ПРИЕМ
ДОКУМЕНТОВ ОТ ПОСТУПАЮЩИХ

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Дело жизни профессора Скоробогатова: УрГУПС, Урал, Россия, мир

11.02.2020

У каждого высшего учебного заведения есть свой золотой кадровый фонд. Это люди, которые прославили свой университет, внесли значительный вклад в развитие мировой науки. Семен Макеевич Скоробогатов – это именно золотой кадровый фонд Уральского государственного университета путей сообщения, чье имя принесло вузу успех и будет вписано навсегда в его историю.

Семен Макеевич Скоробогатов – заслуженный деятель науки России, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, доктор технических наук, профессор. Этот человек необычайного склада ума, широко известен в научных кругах не только на Урале, в нашей стране, но и в мире, как выдающийся ученый, беззаветно преданный своему делу. Он обладал непревзойденными способностями - логическим мышлением и высокой профессиональной культурой, чем не раз удивлял своих коллег и здесь, и за рубежом. А еще незаурядностью ума и поразительной работоспособностью. Он считается признанным авторитетом и, по существу, единственным в нашей стране и за рубежом теоретиком в научном направлении, связанном с выносливостью железобетонных конструкций.

Давайте заглянем в биографию Семена Макеевича, ставшую бесконечно живой историей транспортного университета и отечественной науки.

Семен Макеевич Скоробогатов родился 19 февраля 1930 года. Начал трудовую деятельность в 1954 году на строительном факультете Уральского политехнического института (УПИ) им. С.М. Кирова, где занимал должности ассистента, аспиранта, доцента, старшего научного сотрудника и профессора. В 1972 году защитил докторскую диссертацию.

В 1976 году С. М. Скоробогатов был руководителем совместного Советско-Британского исследования при Лондонском Университете по важнейшей строительной тематике – совершенствование стержневой арматуры. Он участвовал в многочисленных международных конференциях с докладами на английском языке.

В 1978 году профессора Скоробогатова пригласили в Уральский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта (УЭМИИТ) заведующим профилирующей и выпускающей кафедры «Строительные конструкции», ответственной за подготовку инженеров-строителей по специальности «Промышленное и гражданское строительство». За короткий срок Семен Макеевич смог собрать на кафедре высококвалифицированных преподавателей: профессоров, доцентов, докторов наук, кандидатов наук, инженеров-исследователей, лаборантов. А по специальности, которую курирует в транспортном вузе долгие годы, он станет готовить кандидатов наук, чтобы было кому передать свое дело.

Наряду с организаторской и преподавательской деятельностью профессор Скоробогатов продолжает заниматься научными исследованиями. Так, в его профессиональном активе появится более 240 научно-исследовательских работ и фундаментальных исследований, 25 из которых найдут отклик за рубежом. Например, его классификация и нетрадиционная в мировом научном сообществе теория техногенных катастроф для железобетонных сооружений (мосты, гидротехнические сооружения, башни, подпорные стены, здания и т.д.) будет запрошена библиотекой Конгресса США и Британской библиотекой. Благодаря его знанию английского языка в лаборатории железобетонных конструкций Имперского колледжа Лондонского университета по этой важнейшей тематике им проведены совместные экспериментальные исследования. После чего материалы исследований были опубликованы как в Лондоне, так и в нашей стране.

Его, как высококвалифицированного специалиста-строителя, постоянно приглашают в качестве эксперта для оказания технической помощи при восстановлении и обследовании наиболее значимых строительных объектов. Использование разработанной им методики расчета прочности железобетонных конструкций при обследовании восстановления поврежденных зданий и сооружений, пострадавших 4 ноября 1988 года на станции Свердловск - Сортировочный, дало экономический эффект более 2 млн. руб.

В числе объектов исследования и реконструкции, в которых участвовал И. М. Скоробогатов: система балок, несущих подвесное фойе в здании цирка; шестипролетный железобетонный виадук вблизи станции Дружинино; железобетонный путепровод на станции Пермь-2; железобетонный виадук в Североуральске; железобетонная фундаментальная плита и монолитное перекрытие в высотном здании ЦУП (Екатеринбург). А еще ученым Скоробогатовым проведен мониторинг оболочки покрытия на школе фигурного катания, обследовано опорное железобетонное кольцо купола покрытия в здании Дворца игровых видов спорта, резервуары для чистой воды и очистные сооружения для Уралмаша и Эльмаша. В содружестве с учеными института Горного дела УрО РАН он внедрил новый сейсмометрический метод сплошного прозвучивания массивных и протяженных сооружений и конструкций, не имеющих аналогов в стране. Это лишь небольшое перечисление его научных и практических дел.

Анализируя деятельность профессора Скоробогатова, можно сделать вывод, что он внес несомненный, признанный вклад в развитие научно-технического прогресса в области строительства, инженерного дела и повышение престижа инженерной специальности и транспортной отрасли в целом.

Вот что об этом говорил сам Семен Макеевич Скоробогатов по случаю 50–летия строительного факультета УрГУПС, который является единственным центром подготовки инженеров - строителей путей сообщения для транспортного региона Урала:

– Перед транспортным университетом и строительным факультетом в условиях глобализации мировой экономики стоит задача дальнейшего совершенствования качества учебного процесса с целью усиления престижа России в мировом сообществе. Результат нашей работы – выпускники, а также научные монографии и учебные пособия – должны быть востребованными на мировом рынке. Что касается меня, то я стараюсь работать в этом направлении. В строительной отрасли еще много дел и проблем, которые предстоит решать. Я считаю, что тот, кто выбрал специальность инженера-строителя, всегда будет востребован и будет чувствовать себя счастливым, потому что всегда будет занят.

Благодаря такой теории и практике, способствующей повышению престижа не только профессии и единственного на Урале транспортного вуза, но и всего инженерно-строительного комплекса России, в 2000 году профессору С.М. Скоробогатову было присвоено Указом Президента В.В. Путина почетное звание «Заслуженный деятель науки РФ». А в 2008 году Международный библиографический центр (г. Кембридж, Великобритания) занес его имя в Справочник 2000 выдающихся ученых мира.

В 2016 году Семена Макеевич Скоробогатова не стало. Но, как бы не звучала банально эта фраза – его дело живо и будет жить. Оно нашло свое продолжение в его благодарных учениках. Оно продолжает жить в стенах Уральского государственного университета путей сообщения. Его труды сегодня лежат в основе обучения строительной науке на транспорте, и они будут актуальны еще много и много лет. Потому что, наука – дело тонкое и не терпит суеты, она всегда работает на перспективу и прокладывает путь в будущее. В УрГУПС это хорошо знают и те, кто преподает, и те, кто учится.

19 февраля 2020 года Семену Макеевичу Скоробогатову исполнится 90 лет. Это событие в жизни транспортного университета. В связи с этим событием в библиотеке УрГУПС будет организована биографичная выставка. На ней будут представлены многочисленные труды профессора. И к ним добавится новинка – еще одна последняя его научная книга, изданная совсем недавно на английском языке.


Елена Красулина