ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Вперед, в будущее, капитаны железных дорог!

03.03.2021

Продолжаем цикл публикаций к 65-летию со дня основания УрГУПС

«Институт над Исетью», «Строительство нового институтского городка в лучшем районе города Свердловска», «Для вас, будущие инженеры: строительство студенческого городка», «Свердловск преображается: студенческий городок УЭМИИТ скоро пополнится еще одним общежитием», - это начало 60-х годов прошлого столетия, когда газетные заголовки «Уральского рабочего», «Вечернего Свердловска», газеты «Гудок» пестрят хронологией событий о вновь строящемся институте. Еще несколько лет – и он распахнет свои двери студентам, для которых новый вуз навсегда станет родным домом. А пока…

На кафедре энергоснабжения, которой заведует доцент И.А. Афанасьев, кипит преддипломная работа. Это ответственный момент в жизни каждого студента. Но в УЭМИИТ эта ответственность была особенной. Только после того как студенты применяли свои знания на практике, они приближались к финальному аккорду — дипломной работе. Для тех, кто заканчивал вуз, дипломная работа была не для галочки, а стартом в будущее. В 1961 году из 82 дипломов на кафедре энергоснабжения 66 дипломных работ выполнялись непосредственно на предприятиях и в транспортных проектных организациях под руководством опытных специалистов производства. Двенадцать дипломных проектов носили характер исследовательских работ, направленных на увеличение пропускной способности электрических железных дорог и улучшение эксплуатационных показателей системы энергоснабжения.

На кафедре электрической тяги под руководством доцента, кандидата технических наук. А.М. Дядькова в области тягового хозяйства электрических железных дорог разрабатывалась 21 тема, вопросам проектирования заводов по ремонту подвижного состава было посвящено 6 тем.

«22 дипломных проекта представляют собой разработки новых электровозов и моторвагонных секций. Студент Гуков выполнил дипломный проект на тему: «Контактная сеть постоянного тока для высоких скоростей движения», - пишут в газете «Путевка».

За первые пять лет работы УЭМИИТ коллективы кафедр развернули активную научно-исследовательскую деятельность по тематике, непосредственно отвечающей задачам технического прогресса на железнодорожном транспорте. И вот инженеры первого выпуска – И. Москалева, Л. Рогачева, Т. Дубровина, Р. Клязина – защитились на «отлично» и переданы для внедрения в производство.

В 1962 году состоялся выпуск нового, второго отряда инженеров транспорта: М. Зайнуллин, А. Старостин, Б. Сердитов, П. Остарков, С. Колганов, Г. Печенкин, Г. Федоров. Освоив практические и теоретические знания‚ полученные за годы подготовки, они продолжили крепкую связь с производством и приступили к самостоятельной трудовой деятельности.

А вот 46 инженеров и техников Свердловского управления дороги пришли учиться в транспортный институт без отрыва от производства на общественном факультете повышения квалификации. Они осваивают тепловозы, и без помощи института в этом деле не обойтись.

В УЭМИИТ параллельно с трудовым воспитанием студентов ведется научная работа. Научно-исследовательская деятельность студентов, овладение научным методом познания являются одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов с высшим профессиональным образованием. Лаборатория кафедры физики пополняется новым оборудованием по многим разделам современной физики. И вот преподаватели вместе со студентами создают прибор, предупреждающий крушение поезда. Это событие не только для железнодорожников, но и для всего научно-технического сообщества в регионе и даже стране. О новшестве пишут в газетах. В последующем почти все научные разработки вуза найдут себе применение на практике.

Но не только учебой увлечены студенты транспортного института. Всеобщим уважением пользуется среди студентов и преподавателей спорт. Например, в приоритете газета «БОКС», каждый номер которой совместно обсуждается. Культурная программа тоже на повестке дня. Студенты Юрий Меньшиков и Юрий Лыжов выступают во Дворце культуры железнодорожников в защиту творчества УЭМИИТ и исполняют мексиканский танец. А вот газета «На смену» опубликовала репортаж с новгоднего бала 1963 года. На фотографиях студенты вуза в масках и костюмах 19 века.

Параллельно кипит трудовая жизнь вуза. Строится новый институт, растет студенческий городок. Без крепких рук ребят не ообойтись. Они охотно откликаются на зов сердца и в любой удобный момент идут помогать строить институт, облагораживать будущий кампус. Даже если им не посчастливится перешагнуть порог нового здания. Зато повезет тем, кто еще учится в школе. Для них, следующих поколений, старались студенты и преподаветели, помогая на строительстве нового транспортного вуза.

***

1964 год. Наконец, свершилось: студенты УЭМИИТ начали учебу в новых аудиториях. Институт «с иголочки» - так его назвали свердловские журналисты, увидев новый учебный корпус.

Студенческая жизнь кипит в новых стенах вуза. Радости, тревоги, огорчения: преподаватель А. С. Низов принимает экзамены у студентов 4 курса по дисциплине «Ионные и электронные преобразователи». А еще надо успеть на практику. На производстве студенты - четверокурсники знакомятся с устройством мощного импульсного генератора.

Новый институт располагает современными лабораториями. Здесь появился вычислительный центр, новая отраслевая лаборатория по исследованию режимов напряжения устройств энергоснабжения электрифицированных железных дорог. Ассистент кафедры ТОЭ В.А. Оберюхтин знакомит студентов с действием осциллографа. С. И. Митюшев (кафедра «Радиотехника») рассказывает об электронном корректоре, который защищает информацию от искажения. Будущие капитаны железных дорог осваивают современные технологии.

Связь УЭМИИТ с производством укрепляется. В стенах вуза разрабатывают план научной организации труда на производстве. Проходят одна за другой научно-технические конференции. Такой подход не пройдет даром. Уже в следующем 1965 году году газета «Уральский рабочий» с гордостью сообщит, что выпускник УЭМИИТ М. Лапиков хорошо подготовил техническую документацию на станции Свердловск – Сортировочная, которая является важным железнодорожным узлом в регионе. Комсомолка, выпускница транспортного вуза Людмила Мальгавка как работник Уральского отделения Всесоюзного государственного треста по организации и рационализации районных электростанций и сетей использует квалифицированный подход. Ангелина Сырых – энергодиспетчер Пермского отделения: она обеспечивает нормальное снабжеие электропоездов энергией, а также своевременный планово-предупредительный ремонт устройств электроснабжения.

Активно ведется воспитательная работа со студентами во внеучебное время. Ребята раскрывают свои таланты на Всесоюзном смотре художественной самодеятельности. Эстрадная группа студентов ездит с концертом по селам. В институте поселился новый жанр творчества - фестиваль СТЭмов.

Кипит спортивная жизнь вуза. Студенты Владимир Бурков, Герман Абрамов - чемпионы города по классической борьбе. Команда УЭМИИТ соревнуется в стрельбе из произвольного малокалиберного пистолета на расстоянии 50 метров и побеждает.

Труд в УЭМИИТ становится необходимым и важным средством развития студента. Основой процесса организации и стимулирования трудовой деятельности становятся студенческие отряды. Семестр третий, трудовой, таежный: студенческий строительный отряд отправился на всесоюзную ударную комсомольскую стройку, где ведется строительство железнодорожной линии Тавда-Сотник. Зеленый огонь светофора горит сту-денческим строительным отрядам, отправившемся на целину, откуда ребята шлют письма: деловые, патетические, лирические. Многолетняя дружба связывает институт с колхозами и совхозами Байкаловского района. Труд для студента УЭМИИт крут!

«В ваших руках судьба родины»: в редакции «Комсомольской правды» за «круглым столом» собрались члены молодежной группы советских туристов, вернувшиеся из поездки в Чехословакию. Среди них ассистент УЭМИИТ – Ю. Г. Кутыев. Чуть позже, в 1966 году, в единственный транспортный вуз на Урале приедут гости из Чехословакии. Так появляются первые ростки международных отношений.

Ректор И.В. Уткин дает интервью «Вечернему Свердловску», в котором уверенно сообщает: за десять лет УЭМИИТ стал крупным центром подготовки инженерных кадров для железных дорог Урала и Сибири. Только за период с 1961 по 1967 год институт выпустил более 2000 инженеров путей сообщения. А дальше следует подборка статей о выпуске нового отряда инженеров, успешно окончивших институт на строительном факультете.

В 1968 году УЭМИИТ объявляет новый набор студентов на все виды обучения: дневное, вечернее и заочное отделения.

(Продолжение следует)


Елена Красулина