ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Декан - первое лицо факультета

07.04.2021

Знакомство каждого абитуриента с УрГУПС начинается со встречи с деканами факультетов. Деканы, как проводники в мир профессий, знают все об образовательных программах, преимуществах обучения на факультете, о перспективах и карьерных возможностях выпускников. Серию интервью с первыми лицами факультетов открывает А.В. Архипов – декан механического факультета.

- Андрей Владимирович, какие специальности и направления подготовки представлены на механическом факультете?

- Механический факультет готовит профессионалов по следующим направлениям. С дипломами специалистов выпускаются студенты специальностей «Подвижной состав железных дорог», специализация «Вагоны» и «Подвижной состав железных дорог», специализация «Грузовые вагоны». Степень бакалавра имеют выпускники направлений «Мехатроника и робототехника», профиль «Мехатронные и робототехнические комплексы», «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», профиль «Автомобили и автомобильное хозяйство» и «Информационные системы и технологии». Бакалавры, которые не хотят останавливать учебный процесс, поступают в магистратуру на направления «Мехатроника и робототехника», профиль «Мехатронные и робототехнические комплексы» или «Информационные системы и технологии». Специалисты также могут продолжить свое образование в аспирантуре по профилю «Техника и технологии наземного транспорта».

- Какие новые направления открылись на факультете? В чем их актуальность?

- В 2020 году на механическом факультете открыты новые направления подготовки магистров «Информационные системы и технологии», профиль «Интеллектуальные BIM-технологии», и бакалавров «Информационные системы и технологии», профиль «Системы искусственного интеллекта». Остановлюсь подробнее на каждом направлении.

Магистратура предполагает подготовку кадров в сфере информационных технологий, специализирующихся на применении БИМ-технологий в различных областях, а также информационном сопровождении программного обеспечения, применяемого в БИМ-технологиях различного назначения. Данное направление подготовки магистров подразумевает изучение идеологии БИМ, применение БИМ-технологий на различных этапах жизненного цикла зданий и сооружений, сопровождение БИМ-проектов.

Что касается бакалавров – они будущие разработчики программного обеспечения. Под разработкой подразумевается полный цикл: постановка задачи, разработка стратегии её решения, разработка алгоритмов, кодирование, тестирование, создание программного продукта, оформление документации, техническая поддержка пользователей. Факультет нацелен на подготовку специалиста, обладающего множеством компетенций, которые позволяют работать как координатором проекта, так и исполнителем на любом этапе производственного цикла в области информационных технологий.

- Насколько востребованы выпускники механического факультета? В какие компании и сферы деятельности их приглашают на работу?

- Выпускники факультета ежегодно проходят процедуру содействия трудоустройству, по результатам которой более 90% студентов уже знают, на каком предприятии их ждут после защиты диплома. Наши выпускники востребованы на рынке труда всегда. Среди основных работодателей выделю наиболее активных: Свердловская, Южно-Уральская и Горьковская дирекции инфраструктуры – филиалы ОАО «РЖД», ООО «Уральские локомотивы» (г. Верхняя Пышма), ОАО «НПК Уралвагонзавод» (г. Нижний Тагил), АО «Вагонная ремонтная компания – 1», НПО «Промавтоматика» (г. Екатеринбург), ЗАО «Ривкора» (г. Екатеринбург). Приглашают выпускников и в автодилерские центры г. Екатеринбурга, и в частные автотранспортные кампании.

- Интересно узнать о самых успешных и известных выпускниках факультета. Каких карьерных высот добились?

- Наш факультет уже 50 лет выпускает специалистов-железнодорожников, а вот другие направления подготовки у нас появились относительно недавно – менее 15 лет назад. Поэтому самые большие карьерные достижения связаны, в первую очередь, с выпускниками, приходящими работать в различные структурные подразделения ОАО «РЖД». Например, В.П. Першин – руководитель Уральского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта, С.В. Морев – советник президента компании «Русская медная компания», А.В. Затопляев – заместитель начальника дирекции скоростного сообщения – филиала ОАО «РЖД» (по кадрам и социальным вопросам), А.В. Балашков – начальник Уральского филиала АО «ФПК», В.Ю. Баскал– заместитель начальника Свердловской железной дороги (по территориальному управлению) в Сургутском регионе, С.В. Ситнов – начальник службы охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля Горьковской дирекции инфраструктуры.

Отмечу, что выпускники механического факультета в разные годы работали на разных руководящих должностях. Были и заместители начальника железной дороги, и главные инженеры дороги, и начальники службы вагонного хозяйства. Если говорить о тех выпускниках, которые связали свою карьеру не с железной дорогой, то многие сейчас работают руководителями подразделений и отделов в компаниях, связанных с проектированием и наладкой сетей, проектированием различного оборудования и на предприятиях, занимающихся ремонтом и обслуживанием автомобилей.

- Немаловажную роль в качественном обучении играет материально-техническая база и профессорско-преподавательский состав. Расскажите, какими ресурсами располагает механический факультет?

- Материально-техническая составляющая факультета постоянно развивается. На кафедре «Вагоны» лабораторная база представлена преимущественно образцами и оборудованием пассажирских и грузовых вагонов. Это колесные пары, автосцепка, тормозное и вентиляционное оборудование и многое другое. Из того, что может поразить воображение, следует упомянуть настоящий вагон-хоппер, который расположен в отдельном ангаре и на котором студенты проводят целый курс лабораторных работ. Кафедра имеет в своем распоряжении новейшие образцы ходовых частей грузовых и пассажирских вагонов для высокоскоростного движения.

Кафедра «Мехатроника» - на пике современных технологий. В ее лабораториях установлены графическая станция, 3D-сканер с фрезерной машиной, нанотехнологический комплекс, токарный станок с ЧПУ, комплект настольных и напольных роботов и многое другое. С помощью такого оборудования наши студенты создают 3D-модели на компьютере, распечатывают их на принтере, собирают и проверяют на работоспособность.

На кафедре «Автомобили и автомобильное хозяйство» есть все, что связано с автомобилями. Это и дизельный двигатель легкового автомобиля с навесным оборудованием в сборке, комплекты оборудования «Рулевое колесо с электроусилителем» и «Система оповещения и сигнализации легкового автомобиля», а также стенд-тренажер «Гидравлическая тормозная система автомобиля» и многое другое. Все можно пощупать руками, посмотреть в разрезе, разобраться, как все это работает.

Говоря о кафедре «Автомобили и автомобильное хозяйство», нельзя не упомянуть проект «Formula Student», который зародился на кафедре, а потом стал межфакультетским. Ребята сами создают настоящие гоночные автомобили, а после представляют их на всероссийских и международных соревнованиях. Оборудование кафедры, имеющиеся для этих целей, позволяет спроектировать, получить рабочие чертежи, а потом самостоятельно изготовить практически все детали для постройки целого автомобиля. На мой взгляд, это лучшее, что можно придумать для освоения профессии.

На факультете в настоящее время работают 7 докторов наук и 17 доцентов. Это хороший научный потенциал. Преподаватели активно занимаются со студентами, которые становятся победителями и призерами WorldSkills, конкурсов профессионального мастерства, всероссийского конкурса дипломных проектов. Если у вас есть задатки будущего ученого – приходите, мы поможем их реализовать.

- А что насчет возможностей для самореализации студентов не только в науке, но и в общественной, творческой деятельности?

- Так традиционно сложилось, что на нашем факультете небольшое количество спортсменов. Конечно, в первую очередь это связано со сложным образовательным процессом. Но если к нам поступает абитуриент с высоким уровнем спортивной подготовки, то факультет идет ему навстречу и помогает совмещать учебный процесс с тренировками и выездами на соревнования. Студенты нашего факультета – одни из самых активных участников культурно-массовых и творческих конкурсов. В шутку мы сами себя иногда называем «театральный факультет». Ряд наших выпускников после окончания вуза продолжают творческий путь и становятся певцами, танцорами или просто творческими личностями.

Студенты механического факультета активно включились в волонтерское движение. Наши ребята принимают участие во всероссийских волонтерских акциях. Вот уже несколько лет подряд студенты МФ делают новогоднее поздравление для маленьких пациентов МБУ «Детская городская клиническая больница №11». Можно сказать, что это стало доброй традицией на нашем факультете.

Администрация факультета старается поддерживать и развивать такие начинания. Не секрет, что студенческая жизнь – это не только учеба. Поэтому, если у вас есть желание попробовать себя в спорте, в общественной жизни факультета и вуза – все дороги ведут к нам.

- Андрей Владимирович, кому, как не Вам, известны три причины выбрать механический факультет…

- Я расскажу только об одной причине выбрать механический факультет, но, на мой взгляд, эта причина самая важная. Я традиционно встречаюсь с выпускниками прошлых лет. Как правило, это выпускники, которые закончили наш факультет 25, 30, 35 лет назад. Это уже взрослые, состоявшиеся люди. На таких встречах я постоянно спрашиваю о том, насколько пригодились знания и навыки, полученные на нашем факультете. Все выпускники, не задумываясь, говорят, что очень пригодились. При этом многие работают не по профессии, в смежных отраслях или в диаметрально противоположных сферах. Все отмечают, что пройдя студенческий путь на МФ, они научились не пасовать ни перед какими задачами, искать решения и «держать хвост пистолетом». На мой взгляд, это самый важный в жизни навык – уметь выйти из любой ситуации победителем. Я сам выпускник механического факультета – и ни разу об этом не пожалел. Приходите к нам учиться, мы будем рады научить вас всему, что умеем сами!


Юлия Спиридонова