Сведения об образовательной организации

ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет
ЭЛЕКТРОННЫЙ ПРИЕМ
ДОКУМЕНТОВ ОТ ПОСТУПАЮЩИХ
ОНЛАЙН КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Общая информация


Программа создания безбарьерной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе материально-технического оснащения инклюзивного образовательного процесса

План мероприятий («дорожная карта») УрГУПС по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования

Паспорта доступности объектов социальной инфраструктуры:

Объект "Спортивный корпус"

Объект "Главный учебный корпус"

Объект "Общежитие"


Согласно официальным «Требованиям к организации образовательного пространства для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса» от 26.12.2013г. в Уральском государственном университете путей сообщения разработана и одобрена на заседании Ученого совета №9 7.11.2014 г. «Программа создания безбарьерной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе материально-технического оснащения инклюзивного образовательного процесса». Программа рассчитана не только на головной вуз в Екатеринбурге, но и на филиалы университетского комплекса. 

Программа предусматривает следующие действия по созданию безбарьерной среды:

  1. Обеспечение доступности прилегающей к образовательной организации территории, входных путей, путей перемещения
  2. Создание специальных мест в аудиториях для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
  3. Создание оборудованных санитарно-гигиенических помещений для студентов различных нозологий
  4. Создание системы сигнализации и оповещения для студентов различных нозологий
  5. Обеспечение доступности зданий студенческих общежитий
  6. Материально-техническое оснащение инклюзивного образовательного процесса

Реализованные проекты в УрГУПС по обеспечению доступности прилегающей к вузу территории, входных путей, путей перемещения: 

Пандус у входной группы ГУК
Тактильно-визуальные знаки доступности (входная группа)
Знаки общей доступности
Тактильно-информационный знак со шрифтом Брайля

Ведутся работы по обеспечению доступности путей перемещения на всей прилегающей к зданию УрГУПС территории.

Тактильно-информационный знак со шрифтом Брайля (план здания, ГУК УрГУПС)
Пандус (ГУК, 1 этаж) и контрастная лента на лестнице
Мнемосхема со шрифтом Брайля
Лестничный подъемник с платформой для инвалидного кресла
Мобильный гусеничный подъемник для инвалидов
Оборудован спортивный зал в спорткомплексе УрГУПС для студентов различных нозологий
Санитарно-гигиеническая комната для инвалидов (ГУК УрГУПС, 1 этаж)
Санитарно-гигиеническая комната для инвалидов

Аналогичные действия по обеспечению доступности прилегающей к вузу территории, входных путей, путей перемещения предприняты в филиалах университетского комплекса. В Челябинском институте путей сообщения на входную группу нанесены тактильно-визуальные знаки доступности, знак общей доступности, лестница обозначена яркой контрастной лентой. Внутри учебного корпуса ЧИПС висят мнемосхемы со шрифтом Брайля, план здания содержит тактильно-информационный знак со шрифтом Брайля, смонтирована беспроводная система вызова.

Внутри здания филиала УрГУПС в Тюмени нанесены тактильно-визуальные знаки доступности; у входной группы Пермского института железнодорожного транспорта установлен пандус и имеется кнопка вызова дежурного. Для обеспечения путей доступности перемещения инвалидов-колясочников закуплен мобильный гусеничный подъемник. 

В соответствии с Программой создания безбарьерной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в филиале УрГУПС в Нижнем Тагиле также предприняты действия по обеспечению доступности для инвалидов: внутри здания имеются тактильно-визуальные знаки доступности, знак общей доступности, проложен деревянный настил, выравнивающий  разницу высоты порогов входной и  тепловой дверей. 

В Колледже железнодорожного транспорта смонтирована система вызова персонала, установлен пандус внутри здания, обустроено место для собаки-поводыря, оборудована санитарно-гигиеническая комната для инвалидов. 

Аналогичные действия по обеспечению доступности прилегающей к вузу территории, входных путей, путей перемещения предприняты в филиалах университетского комплекса. В Челябинском институте путей сообщения на входную группу нанесены тактильно-визуальные знаки доступности, знак общей доступности, лестница обозначена яркой контрастной лентой. Внутри учебного корпуса ЧИПС висят мнемосхемы со шрифтом Брайля, план здания содержит тактильно-информационный знак со шрифтом Брайля, смонтирована беспроводная система вызова.

Внутри здания филиала УрГУПС в Тюмени нанесены тактильно-визуальные знаки доступности; у входной группы Пермского института железнодорожного транспорта установлен пандус и имеется кнопка вызова дежурного. Для обеспечения путей доступности перемещения инвалидов-колясочников закуплен мобильный гусеничный подъемник. 

В соответствии с Программой создания безбарьерной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в филиале УрГУПС в Нижнем Тагиле также предприняты действия по обеспечению доступности для инвалидов: внутри здания имеются тактильно-визуальные знаки доступности, знак общей доступности, проложен деревянный настил, выравнивающий  разницу высоты порогов входной и  тепловой дверей. 

В Колледже железнодорожного транспорта смонтирована система вызова персонала, установлен пандус внутри здания, обустроено место для собаки-поводыря, оборудована санитарно-гигиеническая комната для инвалидов. 

ПЛАНЫ на 2016 - 2018 гг.
 
ГЛАВНЫЙ УЧЕБНЫЙ КОРПУС
 
I   Обеспечение доступности прилегающей к образовательной организации территории, входных путей, путей перемещения
  • Обеспечение доступности здания спортивного корпуса – устройство пандуса на входе в здание
  • Обеспечение доступа в игровой и тренажерный залы
  • Капитальный ремонт существующих туалетов, душевых и раздевалок с целью приспособления их для пользования всеми категориями студентов с ограниченными возможностями
II   Создание специальных мест в аудиториях для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Капитальный ремонт аудиторий с целью оборудования их специальными техническими средствами для осуществления учебного процесса для студентов с нарушением слуха, для студентов с нарушением зрения, для студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата.
 
III   Создание оборудованных санитарно-гигиенических помещений для студентов различных нозологий
Капитальный ремонт существующих санузлов здания ГУК с целью создания в них универсальных кабин, предназначенных для пользования всеми категориями студентов с ограниченными возможностями (по 2 на этаже, всего 7 санузлов)
 
IV   Создание системы сигнализации и оповещения для студентов различных нозологий
Проектирование и монтаж в зданиях ГУК (ул. Колмогорова, 66), спортивного корпуса (ул. Колмогорова, 62б), общежития № 2 (ул. Колмогорова, 64) системы сигнализации и оповещения с учетом мобильности инвалидов различных категорий, их численности и местонахождения в здании.
 
V   Обеспечение доступности зданий студенческих общежитий
Обеспечение доступности в здание общежития № 2 (ул. Колмогорова, 64): 
- приобретение мобильного подъемника для инвалидов-колясочников;
- капитальный ремонт в помещениях, включенных в зону проживания инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья;
- капитальный ремонт существующих санитарно-гигиенических помещений с целью приспособления их для пользования студентами различных нозологий.
 
VI   Материально-техническое оснащение инклюзивного образовательного процесса
Приобретение и монтаж специальных технических средств:
  1. звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств, сурдотехнических средств для приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с нарушением слуха;
  2. тифлотехнических средств для студентов с нарушением зрения;
  3. компьютерной техники, программного обеспечения, адаптированных для студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Создание условий для поступающих с ограниченными возможностями здоровья

Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 г. N 839 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год» в УрГУПС созданы все условия для поступающих с ограниченными возможностями здоровья.

- Вступительные испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья будут проводиться в отдельной подготовленной аудитории – Б1-64.

- При проведении вступительных испытаний в УрГУПС обеспечено выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей поступающих с ограниченными возможностями здоровья:

1. Для слепых:

 - задания для выполнения на вступительном испытании будут оформлены рельефно-точечным шрифтом Брайля – имеются билеты по 5 общеобразовательным предметам;
- поступающим для выполнения задания при необходимости будет предоставлен комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Для организации приёма студентов с ограниченными возможностями по состоянию здоровья разработаны материалы вступительных испытаний по русскому языку, математике, обществознанию и экономической географии (тексты на азбуке Брайля и аудиозаписи заданий для слабослышащих).

Уже более 5 лет в УрГУПС кафедрой физвоспитатия проводились научные исследования, апробация, а  с 2014 г.  - внедрение адаптационной программы для студентов с ограниченными возможностями и имеющими различные проблемы по состоянию здоровья (руководитель – доц. Линькова Наталья Анатольевна, гражданка Австралии и РФ, перенявшая австралийский опыт работы с инвалидами). Программа пользуется большим интересом у студентов.

Австралийский опыт

В Австралии государство обращает большое внимание на занятость инвалидов, привлечение к учебной и общественной деятельности. Дети-инвалиды и студенты-инвалиды учатся вмести со всеми в общеобразовательных учреждениях и высших учебных заведениях. Им предоставлены все комфортные условия для совместного обучения. Государство предоставляет бесплатно такси для доставки учащегося к учебному заведению и доставки его обратно. Учащийся или студент-инвалид имеет помощника-учителя, который ассистирует ему во время учебных занятий, в зависимости от вида инвалидности. В университетах и школах создана вся инфраструктура для таких учащихся, что бы они не ощущали дискомфорта, как морального, так и физического.

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в УрГУПС установлен особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура» на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры. Из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья формируются инклюзивные группы (оздоровительное отделение) для освоения дисциплины «Физическая культура». Учебный процесс направлен на укрепление здоровья студентов, устранение функциональных отклонений и недостатков в физическом развитии, получение знаний о характере своего заболевания и возможностях использования физической культуры как средства профилактики и лечения. Индивидуальные или индивидуально-групповые занятия проводятся на базе университета и строятся с учетом конкретного заболевания в зависимости от нозологии обучающегося и степени ограниченности возможностей в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии. Занятия для них организуются в следующих видах:

  • подвижные занятия адаптивной физической культурой в специально оборудованных спортивных, тренажерных залах или на открытых площадках;
  •  занятия по настольным, интеллектуальным видам спорта

и проводятся специалистами, имеющими соответствующую подготовку.

2. Для слабовидящих:

- Обеспечено индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс.
- Закуплено увеличивающее устройство – электронный ручной видеоувеличитель «ВИЗОР-1».

 

3. Для глухих и слабослышащих приобретена индукционная панель «ИП-1».

4. Для слепоглухих будут предоставлены услуги тифлосурдопереводчика.

5. Для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих вступительные испытания, проводимые в устной форме, будут проводиться в письменной форме.

Для инвалидов по зрению закуплен обновляемый дисплей Брайля Focus 14 Blue, который обеспечивает тактильный доступ к компьютеру или любому другому мобильному устройству. Приобретено программное обеспечение JAWS for Windows 15.0 Pro  для незрячих и слабовидящих. Оно включает в себя речевой синтезатор, благодаря которому через аудио-карту компьютера информация с экрана монитора считывается вслух, обеспечивая возможность речевого доступа к самому разнообразному контенту.