Об университете

ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

История университета: от УЭМИИТ до УрГУПС

В Железнодорожном районе Екатеринбурга, на берегу городского пруда, среди лиственниц, яблонь и тополей живописного парка уютно расположилось современное здание Уральского государственного университета путей сообщения.

Из его дверей то и дело выходят студенты и бредут, смеясь и болтая, по парковым дорожкам. Видно, что в университете кипит жизнь. Но в привычной студенческо-преподавательской суете мало кто вспоминает, что этот красавец-вуз скоро шагнет за порог своего 60-летия. И что за "плечами" его - долгий путь от института до университета, своя судьба, полная радостей, печалей, трудностей и праздников.

Давайте на минуту остановимся и вспомним, с чего все начиналось.

Вообще, железнодорожный вуз на Урале не мог не появиться. Его рождение было предопределено самой природой, которая проложила через Средний Урал естественный путь-перевал из Европейской части России в Сибирь. Да и горный хребет - настоящая кладовая природных ископаемых: железа, меди, золота, платины, нефти и легендарных Бажовских самоцветов.

Потому именно здесь, на Выйском заводе, в 1834 г. появилась первая железная рудовозная дорога на паровозной тяге. Именно первая, потому что она появилась на целых три года раньше строительства дороги Петербург - Царское село, официально считающейся первой в России. Паровоз для этой дороги создали отец и сын Черепановы.

В 1878 г. было завершено строительство первой железнодорожной магистрали, получившей название Горнозаводской. В 1896 г. Транссибирская железнодорожная магистраль соединилась с Уральской железной дорогой, и Урал получил выход в центр страны через сеть железных дорог.

Несмотря на активное железнодорожное строительство, в досоветский период вопрос о создании на Урале железнодорожного института не поднимался. Первая попытка образования железнодорожного вуза была предпринята во время первой пятилетки (1928-1932 гг.). Это было время индустриализации страны, строительства крупных предприятий, развития экономики в разных регионах, что, естественно, обусловило увеличение потребности в инженерных кадрах железнодорожников.

В 1931 г. в Свердловске начал свою работу Уральский электромеханический институт Народного комиссариата путей сообщения. Располагался этот вуз на углу улиц Челюскинцев и Луначарского. Но, увы, жизнь института была совсем не долгой - в 1934 г. он был ликвидирован, а его студенты и материальная база переданы Томскому институту (ТЭМИИТ).

Вернулись к вопросу о возрождении высшего железнодорожного инженерного образования на Урале только после окончания Великой Отечественной войны. Уральская магистраль остро нуждалась в специалистах с высшим образованием, так как шло активное освоение производства новых видов продукции, обновлялась техника, расширялись связи Урала с другими регионами страны. Также необходимо было ликвидировать негативные последствия войны - большое количество дефектных рельсов требовало замены, парк паровозов был сильно изношен. Все это привело к подписанию правительством постановления о создании в городе Свердловске института инженеров железнодорожного транспорта, и к июню 1947 г. был утвержден проект строительства института на 1500 студентов.

Предполагалось, что институт будет готовить инженеров по трем специальностям: механическая, электрификация железных дорог и энергоснабжение. В декабре было выбрано и месторасположение вуза - участок между улицей им. Свердлова, Андре-Марти (сегодняшняя Мельковская) и улицей Спорта, ныне не существующей. Однако со строительством здания института возникли большие трудности, которые утонули в море проблем первой послевоенной пятилетки. Так, об Уральском железнодорожном вузе забыли еще на десять лет:

К середине 50-х страна восстановила народное хозяйство, сильно возросло значение железнодорожных перевозок, особенно в Урало-Сибирской зоне. И вновь встал вопрос об инженерном вузе, готовящем кадры для железных дорог Урала. Наконец, в июне 1956 г. Совет министров СССР принял постановление об организации Уральского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта. Согласно приказу министра путей сообщения от 2 июля 1956 г. УЭМИИТ расположился в нескольких зданиях по улице Быкова и в доме по улице Свердлова, 11а.

Институт был основан на базе Свердловского железнодорожного техникума. Торжественный акт, посвященный радостному событию открытия УЭМИИТ, состоялся 17 ноября 1956 г.

Все тяготы и проблемы организации новорожденного вуза легли на плечи первого ректора УЭМИИТ Уткина Ивана Васильевича. Можно сказать, институту очень повезло, что в период своего становления он находился под чутким и умелым руководством Ивана Васильевича. Он не просто управлял вузом - он создал его и жил своим детищем до самого ухода на пенсию. Люди, знавшие Уткина И.В., отзываются о нем как об исключительно добросовестном и феноменально трудолюбивом человеке.

Иван Васильевич сумел сформировать педагогический коллектив, заложить основы учебно-методической, научной и воспитательной работы, укрепить творческие связи с железнодорожным транспортом. Университет не забывает о нем и сейчас. Был создан музей имени И.В. Уткина и учреждена специальная стипендия имени первого ректора.

Естественно, что перед только что появившимся вузом встала масса проблем по организации учебного процесса. В частности, институт не располагал педагогическими кадрами. Поэтому было принято единственно верное решение - пригласить преподавателей из других вузов Свердловска, Москвы, Ленинграда. Также источником пополнения профессорско-преподавательского состава стали выпускники самого УЭМИИТ: Пышкин А.А., Бей Ю.М., Григорьев В.Ф., Пятков П.Я., Усов В.А. и др.

Чрезвычайно ответственной для вуза стала задача первого набора студентов. Дело в том, что набор в институт был объявлен только в июле 1956 г. К этому времени другие вузы уже проводили вступительные экзамены. Но, тем не менее, на 225 мест было подано 638 заявлений. В институт было зачислено 228 абитуриентов, в том числе 93 медалиста.

Ввиду ограниченности контингента студентов в первом учебном году еще не было факультетов и деканатов, и руководство учебным процессом осуществлялось непосредственно ректоратом. Изначально со студентами занимались 16 штатных преподавателей пяти кафедр: высшая математика, химия, графика, кафедра общественных наук и физического воспитания. Позже открылись кафедры физики, теоретической механики, технологии материалов, теоретических основ электротехники, иностранных языков, электрических машин, электрической тяги, энергоснабжения электрических железных дорог, связи и т.д.

В 1957 г. открылся вечерний факультет. В 1958 г. были созданы электромеханический и электротехнический факультеты, в 1959 г. - заочный, в 1966 г. - строительный факультет. В том же году была организована кафедра эксплуатации железных дорог, впоследствии переименованная в факультет управления перевозочным процессом. В 1968 г. была организована кафедра вагонов и вагонного хозяйства, а также открыт факультет повышения квалификации руководящих работников и специалистов железнодорожного транспорта. В 1971 г. образовался механический факультет. В 1975 г. начали работу кафедры строительных конструкций и строительного производства.

16 ноября 1964 г. открылись двери первой очереди главного учебного корпуса. В просторные аудитории, лаборатории и кабинеты этого корпуса вселились общеобразовательные, а также все кафедры электромеханического факультета.

В последующие годы были введены в эксплуатацию вторая и третья очереди учебного корпуса, общежития, жилые и другие здания. Так сформировался в городе второй, после УПИ, студенческий городок.

В 1974 г. в связи с уходом на пенсию Уткина И.В. на должность ректора был выдвинут Урманов Рифат Нурович. Это был инициативный и требовательный руководитель, опытный педагог, специалист высокой квалификации, имевший широкие контакты с вузами Свердловска и предприятиями Урала.

В 70-80-е годы количество студентов, принятых в УЭМИИТ, возросло с 600 до 7000. Студенческий коллектив был интернациональным. В институте учились русские, украинцы, белорусы, казахи, евреи, татары, немцы, корейцы, греки. С 1961 по 1981 гг. ежегодный выпуск студентов дневного отделения возрос до 915. К 25-летию УЭМИИТ профессорско-преподавательский корпус вырос до 357 человек, 45% из которых имели ученые степени и звания.

Вторая половина 80-х гг. ознаменовалась перестройкой всей жизни советского общества, которая коснулась и сферы образования. Первые шаги по перестройке института были сделаны под руководством нового ректора - Анатолия Васильевича Перепелюка. В мае 1987 г. на собрании коллектива новый ректор высказался за повышение уровня компьютеризации обучения. Были намечены меры по преодолению отставания в данной области. Также в планы нового ректора входило строительство четвертой очереди учебного корпуса, спортивного комплекса, лабораторно-исследовательского комплекса и жилого дома для преподавателей института.

Но основная работа по реализации этих планов выполнялась уже под началом Ефимова А.В., который сменил на посту ректора А.В. Перепелюка. Александр Васильевич стал первым ректором в истории УЭМИИТ, избранным общим составом коллектива.

Сменился и состав ректората. Можно сказать, что в руководстве произошла естественная смена поколений, и место ветеранов заняли более молодые кадры, в большинстве своем из числа выпускников УЭМИИТ.

Смутное время 90-х преподнесло институту множество неприятных сюрпризов: сокращение фонда зарплаты и статей госбюджетного финансирования, хронический дефицит наличных денег на счетах. Поэтому уже в 1990 г. ряд научных сотрудников покинули институт. Несмотря на это вуз нашел возможности и пути преодоления этих трудностей. Ректорат разработал новое положение о внутривузовском хозрасчете и Положение о хозрасчетном учебном коллективе кафедры, разрешил создание на базе института малых предприятий, основанных на смешанных формах собственности, стимулировал заключение договоров на подготовку студентов. Эти меры укрепили финансовое положение института, что положительно сказалось на осуществлении учебного процесса.

К чести руководителя и коллектива института они вышли из сложного периода реформирования не только без потерь, но даже с ощутимыми приобретениями - был отмечен беспрецедентный рост числа преподавателей, имеющих докторские звания и ученые звания профессора.

В 1992 г. УЭМИИТ успешно прошел аттестацию, а в 1993 г. - лицензирование, что стало своеобразным этапом реформирования института. В 1994 же году вуз получил новый статус - в июле приказом Госкомвуза Российской Федерации УЭМИИТ был переименован в Уральскую государственную академию путей сообщения (УрГАПС).

Академия стала одним из крупнейших железнодорожных вузов России. В ее структуру входили 8 факультетов, 28 кафедр, 34 научных подразделения, 1 филиал и 6 учебно-консультационных пунктов.

Кроме традиционных форм повышения квалификации, были организованы курсы по применению вычислительной техники в учебном процессе. Ежегодно на таких курсах стали обучаться от 30 до 40 преподавателей академии. Также была введена стажировка преподавателей на предприятиях железных дорог.

К октябрю 1995 г. численность научно-педагогических кадров составляла 430 человек, из них ППС - 371 человек. Ученые степени и звания к тому времени имели уже 204 человека, среди которых было 32 профессора.

В феврале 1995 г. ученый совет принял Положение об утверждении званий "Почетный профессор академии" и "Заслуженный исследователь академии". Первыми почетными профессорами стали Урманов Р.Н., Кац И.Я. и Крючков М.Т. Заслуженными исследователями были признаны Козлов Н.А. и Соколов В.И.

Академия начала активно развивать международные связи. Центром развития этих связей стал отдел международной деятельности УрГАПС. Из успешных этапов его работы стоит отметить обучение русскому языку китайских студентов, сотрудничество с Корпусом Мира США и Международной гражданской службой, создание локальной группы Ассоциации европейских студентов технологов и развитие сотрудничества с европейскими университетами в рамках программы ТЕМПУС.

Очередного повышения своего статуса вуз сумел добиться в 1999 г., когда, по результатам работы и качеству подготовки специалистов, академия превратилась в технический университет - Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС).

В 1999 г. был открыт факультет экономики и управления, на базе которого стали готовить специалистов по бухгалтерскому учету, экономике, менеджменту, коммерции, прикладной информатике - словом, по специальностям, максимально востребованным в современных условиях.

Новые специальности открыли все факультеты. В 1999 г. открылась новая специальность "Организация и технология защиты информации" (ЭТФ); в 2002 г. - "Мосты и транспортные тоннели" (СФ); в 2003 г. - "Мехатроника" (МФ) и "Сервис" (ЭМФ); в 2005 г. - "Организация и безопасность движения" (ЭМФ). В 2008 году состоялся первый выпуск по специальности "Мехатроника", не имеющей аналогов в Уральском регионе. На 2009 год приходится первый выпуск специализации "Транспортная логистика". С этого же года в УрГУПС начинается переход на многоуровневую систему подготовки специалистов, предполагающую разделение на бакалавров (4 года обучения), специалистов (5 лет) и магистров (6 лет). Для УрГУПС это, в первую очередь означает возможность готовить специалистов для всех направлений транспорта.

Ведется и очень важная для успешной работы университета информатизация учебной и управленческой деятельности вуза. Несколько лет успешно эксплуатируется АСУ (автоматизированная система управления) "Абитуриент". С 2004 г. внедрена в эксплуатацию АСУ "Расчет и распределение учебной нагрузки".

На базе УрГУПС создан отраслевой региональный центр научно-методического обеспечения, позволяющий координировать деятельность всех учебных заведений, участвующих в подготовке кадров для предприятий отрасли и сформировать региональный отраслевой образовательный комплекс, гибко реагирующий на запросы отрасли. В 2009 г. была создана Ассоциация транспортных учебных заведений УрФО и Пермского края, а также Республики Казахстан, которая объединила 62 учебных заведения, 50 000 обучающихся, более 3000 преподавателей.

С 1999 по 2004 гг. были введены в эксплуатацию новые здания спортивного комплекса со стадионом, Академии корпоративного образования, центральный теплопункт и актовый зал на 600 посадочных мест. Кроме того, дождались капитального ремонта студенческие общежития и главный учебный корпус.

В 2009 году начался новый этап развития материальной базы вуза. Сегодня УрГУПС реализует Федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)", первые итоги которой уже можно отметить: в декабре 2010 года откроется новый учебно-лабораторный комплекс с 12-ю научно-образовательными центрами. Также, в рамках программы к 2015 году планируется завершение 2 очереди спортзала с 50-метровым плавательным бассейном, строительство общежития для преподавательского состава, 12-этажный корпус, реконструкция студенческого общежития ©3, а также реконструкция учебно-лабораторного корпуса института в г. Челябинск.

В структуру университета сегодня входят Челябинский институт путей сообщения (ЧИПС УрГУПС), Пермский институт железнодорожного транспорта (ПИЖТ УрГУПС), созданный в 2006 году на базе Пермского филиала УрГУПС и присоединенного Пермского техникума железнодорожного транспорта; Курганский институт железнодорожного транспорта (КИЖТ УрГУПС), созданный в 2006 году на базе Курганского филиала УрГУПС и присоединенного Курганского техникума железнодорожного транспорта; созданный 24 июня 1997 года на базе Челябинского филиала УрГАПС и присоединенного Челябинского техникума железнодорожного транспорта, филиалы в гг. Н. - Тагиле, Тюмени, Златоусте, представительство в г. Карталы, а также Академия корпоративного образования, объединившая Институт заочного образования и Институт дополнительного профессионального образования

Профессорско-преподавательский состав университетского комплекса сегодня превышает 900 человек, более 60 % которых имеют ученые степени и звания. Выросло количество студентов. Ежегодно в УрГУПС принимаются: на очное обучение - свыше 1300 человек; на заочное - более 1000. Более половины абитуриентов имеют целевые направления от предприятий транспорта и железных дорог.

До 90% руководителей и специалистов на железных дорогах Уральского региона - выпускники УрГУПС, профессионализм и организаторские навыки отличают выпускников университета, работающих на руководящих должностях иных транспортных компаний. За период деятельности вуза среди выпускников более 10 начальников железных дорог России, Министр путей сообщения СССР, ряд заместителей Министра транспорта, руководители департаментов, управлений ОАО "РЖД", первый  вице-президент ОАО "РЖД", руководитель  Уральского территориального управления Росжелдора, губернатор Иркутской области,  председатель правительства Свердловской области.

Год от года повышается престиж УрГУПС. Вчерашние выпускники университета работают сегодня во всех уголках России и ведут успешную трудовую деятельность за рубежом. И, конечно, каждый, кто связал свою судьбу с УрГУПС, с благодарностью вспоминает своих преподавателей и неповторимые студенческие годы, проведенные в стенах ставшего родным университета.

Автор: А.В. Готлиб

История заочного факультета

Заочный факультет был организован в 1959 г. в соответствии с приказом ГУУЗа МПС от 20.07.1959 г. и приказом по институту от 29.09.1959 г. на базе бывшего УКП ВЗИИТа, который, в свою очередь, был создан в 1956 г. на базе техникума железнодорожного транспорта. Факультет был призван обеспечить подготовку инженерных кадров без отрыва от производства для Свердловской и Южно-Уральской железных дорог и транспортных предприятий Уральского региона. Первый набор составил 250 человек, обучавшихся по 14 специальностям. Первые 165 выпускников успешно закончили учебу в 1965 г.

Становление заочного факультета началось с открытия вечернего отделения. Первым деканом вечернего отделения был Попов Евгений Ильич. Евгений Ильич окончил 1949 году полный курс Военно-транспортной академии вооруженных сил. В 1959 году был направлен в распоряжение Уральского электромеханического института железнодорожного транспорта преподавателем на военную кафедру. В апреле 1961 года назначен начальником вечернего отделения института. За время работы в институте Е.И. Попов проявил себя как добросовестный, исполнительный, профессиональный и инициативный работник. Проводил большую организаторскую и воспитательную работу со студентами вечернего отделения. За достигнутые успехи в организации заочного и вечернего образования и в подготовке квалифицированных специалистов неоднократно награждался грамотами и именными подарками.

Деканом факультета был назначен В.К. Крылов, ранее работавший заведующим УКП ВЗИИТа, позже профессор, кандидат технических наук, помощник ректора ВЗИИТа. Обладая достаточно большим производственным опытом, В.К. Крылов внес ощутимый вклад в организацию и становление системы заочного образования в институте. Особой его заслугой следует считать удачный подбор работников деканата: М.Г. Новикова (с 1956 г.), Е.И. Привалова (с 1960 г.), А.В. Минин (с 1960 г.), М.Б. Селезнева (с 1965 г.) и др.

Становление факультета шло через трудности: не хватало помещений, опыта работы, ощущался дефицит учебной и методической литературы. Тем не менее, факультет вставал на ноги и успешно развивался.

В 1960 г. на должность декана заступил Б.Д. Никифоров. В этот период для создания базы обучения студентов-заочников, повышения качества их подготовки были организованны УКП в Перми (1960 г.), Нижнем Тагиле (1963 г.), Тюмени (1964г.).

С 1964 по 1972 гг. факультет возглавлял доцент С.В. Лисицын. Он работал в институте до своего 75-летия.

Особую роль в жизни факультета сыграл следующий его декан - Ю.Н. Шиманский. При нем значительно улучшилась организация учебного процесса, укрепилась материальная база. Юрия Николаевича отличали высокая требовательность к себе и сослуживцам, честность, пунктуальность, организаторские способности.

С введением в институте должности проректора по заочному обучению факультет еще более упрочил свое положение. Проректором был назначен доцент Ю.А. Кириченко. В стиле его работы привлекало умение по-товарищески поддерживать с людьми деловые отношения, постоянно быть в курсе производственных дел.

С 1995 года деканат заочного факультета возглавляет Ш.К. Валиев, авторитетный исследователь и разработчик (имеет 25 авторских свидетельства). Сейчас на факультете обучаются 3736 человек - по всем специальностям, имеющимся на заочном обучении. Студенты со среднетехническим образованием обучаются по ускоренной программе - 4,5 года.

Развивается система договорных отношений с предприятиями Свердловской и Южно-Уральской железных дорог и других отраслей народного хозяйства, в соответствии с которой ежегодно сверх плана набирается группа студентов, обучающихся на платной основе. В 1993 году впервые проведен набор студентов по специальности "Управление персоналом". По завершении учебы они получат квалификацию "Инженер-экономист по управлению персоналом". В целом же за время своего существования факультет подготовил без отрыва от производства около 11 тысяч специалистов.

Бытует мнение, что диплом выпускника-очника весомее, чем выпускника-заочника. Однако жизнь нередко говорит об обратном: выпускники заочного отделения быстрее адаптируются к новым условиям работы, легче осваивают руководящие должности, чаще проявляют организаторские способности. Эти выводы подтверждает карьера многих выпускников заочного факультета:

  • Л.И.Матюхин - бывший министр путей сообщения СССР;
  • Б.И.Колесников - начальник Свердловской железной дороги;
  • В.М. Колтунюк - первый заместитель начальника дороги;
  • В.В. Башкатов - заместитель начальника дороги по кадрам и социальным вопросам;
  • И.Н. Трищутин - заместитель начальника дороги, начальник службы перевозок;
  • А.А.Соломенников - начальник службы вагонного хозяйства;
  • В.Ф.Зубов, Ю.П.Мельников, Н.М.Устименко - начальники Нижнетагильского, Серовского и Егоршинского отделений дороги.

Среди высшего командного состава Южно-Уральской железной дороги заочный факультет окончили:

  • И.П.Воробьев - начальник дороги;
  • А.П.Новиков - первый заместитель начальника дороги.

Многие выпускники факультета работают главными инженерами, заместителями начальников служб, начальниками подразделений железнодорожного транспорта.

В успехах факультета немалая заслуга принадлежит непосредственным организаторам учебного процесса. Среди них Ш.К. Валиев, Е.Б. Хан, Т.В. Пышкина.

Студенты-заочники благодарны также методистам заочного факультета: Н.И. Митусовой, З.Я. Турлаевой, Н.Д. Манойловой, М.А. Моховой, Г.А. Коноваловой, Н.В. Нарваткиной, С.В. Ворониной, В.Г. Бородулиной, Н.А. Самохваловой, Ю.В. Байбородиной.


Искусство графики

Вдохновение нужно в геометрии
как и в поэзии.
А.С. Пушкин
Эйфелева башня (стальная решетчатая конструкция, ее автор - Эйфель Александр Гюстав), яркий рекламный плакат, предметы картографии, произведения живописи, поражающий воображение арочный мост через реку Миссиcипи, необыкновенный воздушный гигант - мост через пролив Гудзона... Что же объединяет эти, кажется, не имеющие друг к другу никакого отношения, великолепные продукты человеческого разума, удивляющие богатством замысла и мастерским воплощением фантазии автора?

Начертательная геометрия! Она "является наивысшим средством развития той таинственной и мало поддающейся изучению точными науками способности человеческого духа, которая зовется воображением и является ступенью к другой царственной способности - фантазии, без которой почти не совершаются великие открытия и изобретения" (Н.А. Рынин). Она дает основы в развитии у человека возможностей геометрического моделирования, пространственного воображения, инженерной эрудиции и фантазии.

На протяжении всей истории человек искал способы изображения окружающего его мира. Ученые, архитекторы, художники и живописцы на протяжении столетий, стремясь систематизировать свои познания в отображении окружающего мира, закладывают основы геометрической науки о методах построения перспективных изображений пространственных форм на плоскости.

Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика дают человеку удивительную возможность - инструмент, позволяющий создавать шедевры, отражая плоды человеческой фантазии и мастерства. И этот инструмент - методы и средства проецирования, изучаемые в курсе дисциплин графического цикла.

Специалисты разных стран могут понять друг друга, используя в своей работе возможности графических коммуникаций. Язык графических коммуникаций можно назвать международным языком общения, языком общения представителей разных профессий, разных социальных и возрастных групп, важнейшим языком общения человечества.

"Везде, где нужно графическое изображение предметов, действительно существующих или только замышленных изобретательностью ума, там начертательная геометрия является посредницей и надежнейшим путем ведет к предполагаемой цели. Эта наука прямо обнаруживает неисчислимую пользу, которую она приносит своими приложениями к Архитектуре, в обширнейшем смысле, к Кораблестроению, к Геодезии, Оптике" (В.Я. Буняковский). Эти слова были сказаны более двух столетий назад, но актуальны и сейчас.

Очень важно развитие пространственных представлений для формирования инженерного, технического, пространственного и, конечно, наглядно-образного мышления. Активизируя таким образом мыслительную деятельность, мы имеем неограниченные возможности для повышения уровня развития интеллекта, творческих способностей личности.

В давние, далекие времена именно появление условных изображений, дающих возможность перехода от мира конкретного к миру абстрактному, обеспечило качественный переход в развитии человечества, переход человека к человеку мыслящему, разумному. Последовавшее затем появление графического языка можно назвать уже появлением средства общения и, как следствие, развитие цивилизации приводит к развитию графических способов передачи информации.

Графический способ передачи информации отличается компактностью, эффективностью, легкостью усвоения материалов разного уровня сложности. Без него невозможно представить жизнь современного человека. Этот способ называется визуальным. И становится понятным, отчего, согласно статистическим данным, получаемая человеком информация на 70-80% - визуальная. Это еще далеко не все объективные причины, дающие превосходство графическим методам передачи информации по сравнению с другими.

Превосходство заключается еще и в том, что скорость распознавания и восприятия информации, полученной визуально, особенно высока - следовательно, позволительно сделать вывод: владеть возможностью использования этого способа передачи информации необходимо. Причем, владеть в совершенстве, владеть виртуозно. А курс дисциплин, дающих такую возможность, стоит без излишней скромности назвать искусством графики.

Ученых древнейших времен занимала такая наука, как геометрия, они уделяли ее изучению особое внимание. Имена великих ученых, математиков Пифагора, Евклида, Декарта, Архимеда известны нам с детских лет. Великим Геометром можно назвать Евклида, создавшего Евклидову геометрию. Один из таких великих ученых - Гаспар Монж. Именно Гаспар Монж, разрабатывая метод проецирования геометрических фигур на две взаимно перпендикулярные плоскости, называет его начертательной геометрией. Его перу принадлежит первый учебник по начертательной геометрии.

С тех пор началось триумфальное шествие по земному шару начертательной геометрии, дающей человеку надежный инструмент: графический способ передачи информации. Гаспар Монж создал стройную математическую науку о методах изображения пространственных фигур на плоскости или, говоря современным языком, о геометрическом моделировании трехмерных объектов на двумерном носителе информации.

Уникален его вклад в различные науки, получившие свое развитие благодаря этому гениальному человеку, приложившему свои знания из области начертательной геометрии к различным сферам жизненных интересов. Это произошло в области механики и теории построения машин, металлургии и литья пушек, воздухоплавания и химии, в метрической системе мер и т.д. Одной из главных заслуг Г. Монжа считается создание Политехнической школы, а имя одного из его выдающихся учеников - Августин Августинович Бетанкур.

Именно этого человека пригласил император Александр I для создания в России Института путей сообщения, а начертательная геометрия стала первой из учебных дисциплин, определившихся в цикле графических в то время. Она очень скоро заняла прочное место и среди ведущих дисциплин в высших учебных заведениях Европы.

История развития и становления железнодорожного транспорта наглядно демонстрирует роль профессионального образования в успешной деятельности отрасли. И тогда, когда около 200 лет назад, в 1809 году в Петербурге был учрежден первый Институт Корпуса инженеров путей сообщения, одной из первых и основных дисциплин курса обучения была начертательная геометрия:

Кафедра графики УЭМИИТ-УрГАПС-УрГУПС

История развития и становления железнодорожного транспорта наглядно демонстрирует роль профессионального образования в успешной деятельности отрасли. Около 200 лет назад, в 1809 году в Петербурге был учрежден Институт Корпуса инженеров путей сообщения, и одной из первых и основных дисциплин курса обучения была инженерная графика. Поэтому неудивительно, что одной из первых пяти кафедр первого транспортного вуза на Урале - УЭМИИТ - была кафедра графики.

Это был далекий 1956 год. Первым заведующим кафедрой назначен Сергей Васильевич Лисицын, одновременно он выполнял работу декана заочного факультета УЭМИИТ. За плечами Сергея Васильевича к тому времени был десятилетний опыт преподавательской работы на кафедре "Графика и начертательная геометрия" в УПИ - Уральском политехническом институте им. С. М. Кирова. С вдохновением, энтузиазмом занимался он формированием кафедры, организацией учебного процесса и учебно-методической работы.

Главным, основополагающим звеном в такой работе является формирование коллектива единомышленников, и такой коллектив был создан. В числе первых соратников - доцент Е.П. Тюфтин, старшие преподаватели В.Т. Федосова, А.С. Лукиных, В.П. Лахтина; ассистенты Ю.П. Силинский, Т.И. Ципулина, Н.М. Степаненко. Все свои знания и душевный пыл вкладывали преподаватели в развитие материально-технической базы кафедры - была проделана колоссальная работа, ведь все начиналось с нуля. Не было ни кабинетов, ни чертежных принадлежностей, ни столов, ни методических пособий. При этом главное в любом учебном заведении - обеспечение учебного процесса. И он был обеспечен!

Кабинет начертательной геометрии (ауд. 334) был оснащен уникальным на то время парком моделей по данной дисциплине. Эти модели были получены по специальному заказу из Москвы. Ввиду отсутствия централизованного снабжения кафедры дидактическими материалами сотрудникам приходилось готовить комплект деталей и сборочных узлов на заводе Вторчермет. Некоторые модели до сих пор используются в учебном процессе.

Для повышения качества обучения приобретены учебные фильмы: "Многогранники", "Взаимное пересечение поверхностей простых форм", "Пересечение поверхностей прямой линией", "Способ вращения", "Образование поверхностей перемещением кривых", а также ряд диафильмов. Особой популярностью пользовались "Изображение и обозначение резьбы на чертежах", "Изображение зубчатых колес и зубчатых передач на чертежах", "Чтение строительных чертежей".

Творческий подход и неустанный труд Сергея Васильевича по созданию кафедры и организации ее работы был высоко оценен. В 1961 году Высшая аттестационная комиссия при Министерстве высшего и среднего специального образования СССР присвоила С.В. Лисицыну звание доцента. За успехи, достигнутые в создании учебно-лабораторной базы, в учебно-методической и научно-исследовательской работе Сергей Васильевич награжден почетными грамотами.

Вот лишь некоторые из научно-методических работ, выполненные С.В. Лисицыным:

  • Справочное руководство по машиностроительному черчению (в соавторстве с А.С. Лукиных и Е.П. Тюфтиным).
  • Некоторые условности в машиностроительном черчении (в соавторстве с Е.П. Тюфтиным).
  • Положение о работе кафедр со студентами-заочниками УЭМИИТа.
  • Указания для преподавателей к рецензированию контрольных работ и приему зачетов и экзаменов по начертательной геометрии и черчению у студентов-заочников УЭМИИТа.

Вуз успешно развивался, появлялись новые факультеты, специальности. С ростом приема студентов увеличился коллектив кафедры. Появились новые, энергичные люди: А.П. Белоглазов, Л.А. Головин, Г.В. Сафонова, Д.С. Иванова, Т.М. Сомова, В.В. Полуянов. Они приняли активное участие в разработке новых форм повышения творческого потенциала студентов. Примером такой работы можно назвать проведение предметных олимпиад. Кафедра графики стала инициатором проведения предметных олимпиад по начертательной геометрии.

Первая олимпиада состоялась в декабре 1961 года. И с этого времени олимпиады проводятся ежегодно. Студенты института под руководством преподавателей кафедры занимают призовые места в региональных межвузовских олимпиадах, проводимых в городе Уфе.

Но и этого кажется недостаточно, стремление к совершенству бесконечно, и на очередном заседании кафедры принимается решение об организации занятий для школьных преподавателей черчения с целью повышения уровня их квалификации и, соответственно, уровня подготовки будущих студентов. В 1960 году на кафедре графики был организован и проведен семинар-практикум для преподавателей черчения школ Свердловской железной дороги. Отдел учебных заведений высоко оценил вклад преподавателей кафедры и за прочитанные лекции по теме "Диалектико-материалистическое понимание формы предметов и составные части анализа формы", касающейся проблемных вопросов современной графики. От имени начальника Свердловской железной дороги коллективу кафедры была объявлена благодарность.

Конечно, успешная деятельность кафедры невозможна без поддержки ее учебно-вспомогательного состава. Специфика работы кафедры в том, что для проведения занятий, равно как и для самостоятельной работы студентов, необходимо регулярно производить выдачу учебных материалов и справочно-методических разработок: плакаты, журналы для преподавателей, папки-задания для студентов, парк моделей и натуральных деталей и узлов. Задача учебно-вспомогательного персонала кафедры - поддерживать в хорошем состоянии все эти дидактические материалы.

Лаборанты В.Л. Цымаркина, Л.П. Билык, Н.М. Кошкарова, О.В. Турлаева, Г.В. Васильева, Л.В. Гашкова, В.М. Горячих всегда добросовестно и ответственно выполняли свои обязанности.

Содержание материала по предмету должно соответствовать современному состоянию науки и включать в себя все новейшие достижения. Преподавательский состав кафедры совершенствует свое мастерство, принимает активное участие в научной деятельности, выступая на научно-методических конференциях института, участвуя в межвузовских семинарах города, конференциях железнодорожных вузов.

Ярким представителем профессорско-преподавательского состава кафедры был Евгений Петрович Тюфтин. Его пригласили из УПИ на должность старшего преподавателя, а в 1961 году Ученым советом института он был единогласно избран на должность доцента.

Необходимо отметить большую инициативность и высокую работоспособность Евгения Петровича, внесшего большой вклад в развитие методической базы кафедры. Им написан ряд учебно-методических пособий и статей, часть которых издана типографским способом. Например, "Сборник задач по начертательной геометрии", который используется на кафедре по настоящее время. В 2005-2006 году планируется его переиздание в новой редакции. Евгений Петрович обладал незаурядным талантом педагога, был исключительно внимателен и доброжелателен к студентам. Е. П. Тюфтин в течение 10 лет был бессменным ученым секретарем кафедры, а с 1965 года - членом совета механического факультета.

С 1975 по 1978 год кафедрой заведовал Антон Маркович Данченко, доцент кафедры. До перехода в УЭМИИТ он работал на производстве, занимая руководящую должность на Свердловской железной дороге.

В этот период продолжает совершенствоваться учебно-лабораторная база кафедры: организована демонстрация образцов студенческих работ, создан чертежный зал с современными для того времени кульманами - чертежно-конструкторскими приборами.

К этому времени в вузе уже открыто несколько факультетов: ЭМФ, ЭТФ, СФ, МФ, ФУПП, ФПК, ЗФ - увеличен набор студентов. В связи с увеличением нагрузки состав кафедры пополнился доцентами С.И. Проскуряковым, А.Г. Коротаевым, ассистентами Н.Г. Денчик, М.В. Тележук, Л.В. Егоровой.

В период с 1978 по 1984 работой кафедры руководил Александр Григорьевич Коротаев. Именно в этот период создан специализированный кабинет по строительному черчению, выполнен ряд моделей строительных узлов и производственных зданий, а также планшеты студенческих работ, выполненных по линии СНО (студенческое научное общество).

Кафедра пополнилась новыми преподавателями: доцентом, к.т.н. Т.П. Шмерман, старшим преподавателем А.Г. Пятковой, ассистентами - Л.А. Белоглазовой, Л.Л. Мальцевой, И.В. Тертичной, а также лаборантами - Н.М. Кошкаровой, Н.И. Митусовой.

С октября по февраль 1985 года исполняющим обязанности заведующего кафедрой была назначена Лахтина Валентина Павловна, работающая в должности старшего преподавателя кафедры.

Заведующим кафедрой графики в 1985 году был избран Юрий Александрович Савельев. С появлением нового заведующего начался новый этап развития кафедры - этап компьютеризации учебного процесса. Юрий Александрович - кандидат технических наук, работал заместителем директора по научной работе во Всесоюзном институте "Энергоцветмет", но в сферу его интересов попала преподавательская деятельность.

С течением времени изменения претерпел и преподавательский состав, старшими преподавателями были избраны по конкурсу М.В. Тележук, А.Г. Пяткова, Л.В. Егорова. Ученое звание доцента получил к.т.н. В.А. Емельянов.

С 1986 года коллектив кафедры графики постоянно сотрудничал с коллективом "Класса деловых игр" кафедры "Строительное производство", создавая деловые игры по дисциплинам, закрепленным за кафедрой. Инициаторами этой работы были Ю.А. Савельев и А.Г. Пяткова. Они принимали участие в международных конференциях, проводимых на базе "Класса деловых игр", выступали с докладами, опубликованными в научно-методических сборниках УЭМИИТ.

Кафедра пополнилась молодыми педагогами, которые вскоре возглавили отдельные направления деятельности кафедры и стали старшими преподавателями: С.Г. Вяткина, Е.Ю. Черкасова, С.И. Ушкова, И.А. Плюснина.

Они, продолжая лучшие традиции кафедры, неустанно занимаются совершенствованием методической подготовки учебного процесса, вводя инновации в области графических дисциплин и графики в учебный процесс, повышая педагогическое мастерство. Этим преподаватели кафедры способствуют обеспечению повышения качества графической подготовки студентов.

Затем в деятельности кафедры появилось новое направление - компьютерная графика - возглавляемое заведующим кафедрой. Он изучил систему КОМПАС-График (версия 3, а следом за ней 4.5 и 4.6). Этот отечественный графический редактор, разработанный фирмой АСКОН в Санкт-Петербурге, был принят за основу при подготовке программы обучения студентов дисциплине "Компьютерная графика". Под руководством Юрия Александровича работу в нем освоили все преподаватели кафедры.

Задача совершенствования организационно-методического обеспечения по дисциплине "Компьютерная графика", введенной на многих специальностях УрГУПС, актуальна и по сей день. Совершенствуются методические материалы, разрабатываются и внедряются новые лабораторные работы. Увеличивается количество используемых в учебном процессе пакетов прикладных программ.

Первыми во внедрении в учебный процесс компьютерных технологий стали ст. преподаватель Л.В. Егорова и ассистент Н.Н. Киселева, избранная вскоре на должность старшего преподавателя. На кафедре организован компьютерный класс (ауд. 326). Кроме того, для учебного процесса используются компьютерные классы других кафедр и вычислительного центра (ауд. 303-307, 385, 280, 286 и др.). Многие расчетно-графические работы по дисциплине "Инженерная графика" выполняются студентами с использованием компьютерной техники.

Повышение уровня компьютерной грамотности преподавателей способствовало повышению уровня методической работы на кафедре.

В связи с возросшими требованиями к материальной базе для освоения курса "Компьютерная графика" на территории кафедры выделена одна из закрепленных за ней аудиторий (328) под специализированный компьютерный класс.

Кроме учебно-методической деятельности профессорско-преподаватель-ский состав кафедры активно занимается и научными исследованиями. Старший преподаватель Н. Н. Киселева в 2003 году защитила диссертацию "Квалиметрическая составляющая организационно-методического обеспечения графической подготовки студентов вуза" и получила ученую степень кандидата педагогических наук. Результаты ее научных исследований внедрены в процесс подготовки студентов по графическим дисциплинам. Во многом они явились основой для разработки рейтинговой технологии обучения и оценки деятельности студентов, внедряемой в вузе с 2003-2004 учебного года.

Активное внедрение компьютерной графики в учебный процесс и научные исследования позволило Ю. А. Савельеву выделить в отдельное направление дисциплину "Вычислительная начертательная геометрия".

По данному направлению им опубликовано более 40 статей, издан ряд учебных пособий в УрГУПС, в 2005 году издана монография "Вычислительная графика".

Ю.А. Савельев в 2005 году получил патент Российской Федерации на изобретение "Вычислительное устройство" (графический калькулятор).

Отвечая требованиям современности, бурно развивается дисциплина "Компьютерная графика": в курс этого предмета включено обучение студентов графическим пакетам "Компас-график", "Auto Cad" и другие. Совершенствуется ее методическое обеспечение.

Коллектив кафедры представлен тремя доцентами: Ю.А. Савельев, Т.П. Шмерман, Н.Н. Киселева; шестью старшими преподавателями: Л.В. Егорова, А.Г. Пяткова, И.А. Плюснина, С.Г. Вяткина, Е.Ю. Черкасова, С.И. Ушкова; двумя ассистентами: Л.А. Белоглазова, Н.В. Швецова.

Вспомогательный персонал кафедры состоит из трех человек: заведующая кабинетом С.В. Береговая, инженер О.В. Турлаева и техник А.М. Павлова.

Активная методическая деятельность всех преподавателей кафедры, выраженная в написании методических пособий по разделам дисциплин, в разработке индивидуальных заданий для студентов, применении современных технологий обучения, является подтверждением высокой квалификации профессорско-преподавательского состава кафедры.

Все преподаватели кафедры окончили курсы повышения квалификации, освоили новые графические редакторы Auto Cad, Coral Draw, Photoshop, Solid Work. В 2003 году преподаватели С.Г. Вяткина, Е.Ю. Черкасова, Н.Н. Киселева, Л.В. Туркина (старший преподаватель Нижнетагильского филиала) разработали и реализовали методику проведения деловых игр по тематике дисциплин кафедры. Деловые игры разрабатывались и проводились преподавателем А.Г. Пятковой и ранее.

С 2004-2005 учебного года в учебные планы по специальности "Мехатроника" введена дисциплина "Графические редакторы". Вначале для проведения лекционного курса по этой специальности была приглашена преподаватель из УГТУ-УПИ кандидат технических наук С.В. Лукинских, а практические занятия проводили преподаватели кафедры А.Г. Пяткова и С.И. Ушкова. Впервые со студентами были проведены подготовленные преподавателями кафедры занятия по освоению графических редакторов Solid Work и Auto Cad .

Международные сертификаты по эффективной работе в графическом редакторе Coral Draw получены преподавателями кафедры Н.Н. Киселевой и Н.В. Швецовой, а преподаватели С.Г. Вяткина и А.Г. Пяткова прошли курсы обучения в Центре информационных технологий Екатеринбурга и также получили сертификат по эффективной работе в Adobe Photoshop CS.

С 2005 года Ю.А. Савельев работает в должности профессора кафедры "Графика".

В 2005 году новым заведующим кафедрой избрана Наталья Николаевна Киселева, успешно сочетающая педагогическую работу и научную деятельность. Под ее руководством проводятся НИР по госбюджетной тематике в плане совершенствования методики преподавания геометро-графических дисциплин. Исследования носят как теоретический, так и прикладной характер. Так, например, в результате выполнения научно-исследовательских работ были изданы методические пособия "Методика конструирования педагогических тестов" и "Тестовые задания по проверке уровня усвоения учебного материала студентами по дисциплинам "Начертательная геометрия", "Инженерная графика", "Педагогический квалиметрический инструментарий"".

В настоящее время разработана структура организационно-методического обеспечения дисциплин, читаемых на кафедре, и начата работа по созданию комплектов методических материалов, ориентированных на конкретную специальность.

В процессе создания находится кафедральная WEB-страница для сайта университета, которая в перспективе должна содержать разделы по всем видам деятельности кафедры, методические пособия, а также информацию о профессорско-преподавательском составе.

Людмилой Васильевной Егоровой подготовлен обучающий курс по освоению пакета Auto Cad в 2004-2005 учебном году для студентов строительного факультета.

Новые специальности "Мехатроника", "Сервис на транспорте", "Экономика транспорта" требуют дополнительного изучения Coral Draw и Photoshop, этот курс обучения также подготовлен и проводится преподавателями кафедры.

По инициативе Анны Григорьевны Пятковой и в порядке сотрудничества с кафедрой "Вагоны" подготовлено и издано методическое пособие для дипломников механического факультета. В этой работе приняли участие преподаватели кафедры "Вагоны": доктор технических наук, заведующий кафедрой В.Ф. Лапшин, доцент М.В. Орлов и преподаватели кафедры графики Л.В. Егорова, А.Г. Пяткова, С.И. Ушкова.

В начале нового 2005-2006 учебного года преподаватели Л.В. Егорова и А.Г. Пяткова приказом ректора университета назначены доцентами кафедры, а Л.А. Белоглазова - старшим преподавателем.

Особый подход к организации образовательной деятельности обусловлен наметившейся тенденцией к увеличению количества студентов заочной формы обучения. Координацию в обучении студентов-заочников дисциплинам кафедры осуществляет старший преподаватель И.А. Плюснина. В соавторстве с Т.П. Шмерман ею разработаны методические пособия для работы со студентами заочного факультета.

С 2003 по 2005 годы на территории кафедры были произведены масштабные ремонтные работы, кафедра оснащена новым учебным оборудованием и мебелью, выполненной по эскизам преподавателей кафедры.

Благодаря почти тридцатилетнему стажу работы на кафедре таких преподавателей как Л.В. Егорова, Л.А. Белоглазова, А.Г. Пяткова, Т.П. Шмерман, Ю.А. Савельев осуществляется преемственность поколений, сохраняются и приумножаются традиции кафедры. Даже молодые преподаватели, выпускники нашего вуза, работают на кафедре уже более 10 лет. Это С. И. Ушкова и Н. В. Швецова, они активно участвуют в учебно-методической работе и всех мероприятиях кафедры. Светлана Ивановна и Наталья Викторовна органично влились в дружный коллектив, продолжая традиции кафедры во всех направлениях ее деятельности.

Не только любимый предмет и работа занимает умы и волнует преподавателей. Они умело организуют и свободное от занятий время, участвуя в проводимых в вузе мероприятиях. Постоянный участник выставок художественного творчества - А.Г. Пяткова. Ее работа - уникальный образец художественного творчества, самобытности. Вышивки, выполненные руками Анны Григорьевны - шедевры, достойные высоких похвал и признания. Скатерти, салфетки, рушники, целые картины - "Дубы" по картине И.И. Шишкина - не раз отмечались премиями, призами и собирали многочисленные восхищенные отзывы студентов и коллег.

"Цыганский танец", поставленный и исполненный коллективом кафедры в 2001 году, был отмечен лучшим призом Новогоднего бала, организованного профкомом сотрудников УрГУПС. Проведение праздничных событий, в том числе юбилеев сотрудников кафедры, различных других мероприятий говорит не только о сплоченности и взаимопонимании в коллективе, но и о высоком творческом потенциале преподавателей.

Научная деятельность кафедры

В 1985-1995 годы госбюджетные исследования проводились под руководством к.т.н. Ю.А. Савельева по теме "Совершенствование преподавания начертательной геометрии и инженерной графики". С 1995 года - по теме "Совершенствование преподавания графических дисциплин на основе применения компьютерной графики".

Под руководством к.п.н. Н.Н. Киселевой с 2003 по 2007 год проводятся исследования "Повышение качества геометро-графической подготовки студентов в современных условиях".