ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Китайский опыт в помощь

03.11.2017

Развитие высокоскоростного движения требует обеспечения надёжного и экономически выгодного токосъёма. Его качество может быть улучшено в случае использования в контактной сети пружинного компенсатора со встроенным тормозом. Испытания новинки проводят уральские учёные.

Увеличение скоростей движения поездов предъявляет жёсткие требования по надёжности инфраструктуры и безопасности. Особое внимание уделяется конструкциям и методам расчёта сопряжений анкерных участков контактной подвески. Именно эти элементы нередко оказываются камнем преткновения на пути к повышению скоростей движения и их основными ограничителями.

Как считают учёные УрГУПСа, сегодняшних мер по улучшению качества токосъёма в переходных пролётах сопряжений анкерных участков явно недостаточно. На это указывают и результаты исследований, проведённых специалистами вуза на Свердловской дороге. По их оценке, наибольшее количество повреждений в контактной сети связано с теми самыми сопряжениями анкерных участков, а также с обрывами проводов: несущего, контактного или же усиливающего.

– Эти неполадки носят, в первую очередь, эксплуатационный характер, – сообщил старший преподаватель кафедры «Электроснабжение транспорта» Никита Крапивин. – И большая их часть вызвана неправильной регулировкой подвески и различными нарушениями в работе компенсаторов. А это, в свою очередь, объясняется тем, что долгие годы устройства контактной сети почти не улучшаются. Нет и вариантов для повышения надёжности компенсаторов.

На полигоне СвЖД есть аналоги таких устройств. С 2007 года для компенсации натяжения в контактной сети здесь используются «Ретракторы». Однако у них имеются недостатки, которые могут проявиться как раз на высоких скоростях движения. Поэтому учёные УрГУПСа проводят испытания пружинного компенсатора со встроенным тормозом – DFHTB. Он производится в Китайской Народной Республике и применяется там пять лет.

Сравнительный анализ внешних параметров показал его преимущества перед «Ретракторами». DFHTB легче и компактнее, что снижает воздействие на опоры контактной сети, увеличивая срок их службы. Тормоз расположен в корпусе ретрактора – это упрощает работу с ним, в том числе в случае отказа. Пружина китайского устройства изготавливается на немецком оборудовании.

– Мы провели свои исследования, – отметил заведующий лабораторией «Системы автоматизированного проектирования контактной сети» УрГУПС, к.т.н. Алексей Ковалёв. – Закончены испытания пружинного компенсатора на обрыв несущего троса. Рассчитаны эпюры изгибающих моментов от влияния устройства для любых видов опор. Подготовлена заявка на полезную модель.

Параллельно сотрудники лаборатории участвовали в испытаниях сразу трёх компенсаторов на Восточно-Сибирской магистрали. Предыдущей зимой температура там опускалась до минус 57 градусов. В таких суровых условиях пружинные компенсаторы работали впервые. Их натяжение варьировалось от 8,5 до 26 кН. По действующим нормативам, как уточнили учёные УрГУПСа, DFHTB могут применяться при скоростях движения поездов свыше 200 км/ч. Испытания компенсатора продолжатся. В случае положительных результатов устройство может быть предложено для внедрения на полигонах российских железных дорог, где запланировано строительство высокоскоростных линий.


Евгений Невольниченко