ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Интеллектуальный марафон в УрГУПС: стало возможно то, что раньше казалось невероятным

21.02.2019

Законы физики Исаака Ньютона, Майкла Фарадея, Джона Бэрда, Александра Грэхем Белла… В Уральском государственном университете путей сообщения прошел конкурс научных изобретений школьников «GENIUS-УрГУПС-2019».

В настоящем интеллектуальном марафоне приняли участие 49 команд, в составе которых 71 человек из разных городов Уральского региона и Казахстана. Изобретения, представленные ребятами на конкурс, не просто идут в ногу со временем,  но и применимы на практике. Но главное, юные гении показали, что у научной мысли нет возраста.

Уникальность гениального конкурса, который транспортный университет проводит ежегодно, состоит в том, что сложнейшие изобретения сделали обычные школьники.  Над своими конструкторскими находками ребята работали в два этапа: длительное время заочно и очно, представив работы на обозрение в День открытых дверей, состоявшийся в УрГУПС 17 февраля.

Здесь можно увидеть самые полярные разработки. Вот семиклассница из Челябинска Анастасия Кузьмина предлагает исследование возможностей использования пленочных пьезоэлектриков в качестве альтернативного источника энергии для зарядки мобильной электроники. А учащийся КЖТ УрГУПС Глеб Рычков, например, разработал устройство контроля нормы выброса в окружающую среду тепловозом (УКВт). Девятиклассница Софья Матвеева из Уфалея изобрела прибор в помощь людям – он контролирует сердечную деятельность человека. Команда шестиклассников из Камышлова привезла миниатюрный сверлильный станок для печатных плат. Алексей Стырский из  Юргамышской школы представил компетентному жюри вспомогательный комплекс по работе опорно-двигательного аппарата.

А еще: аналогово-цифровая аналитическая станция для определения качества воды с Bluetooth-модулем, Нейк – Резоматрица, роботизированная электромеханическая система безрулевого управления для малогабаритных транспортных средств, Шуховские башни как пример гиперболоидной конструкции, ходячий паук со светящимися глазами и многое другое из области фантастики.

Роман Прохоров, ученик 7 класса лицея №11, Челябинск:

 - Идея  проекта возникла еще два года назад, когда я занимался с мальчиком, у которого был детский церебральный паралич. И как оказалось, он семь месяцев в году не выходит из дома из-за того, что его маме сложно поднимать и опускать коляску по лестнице. А также зимой на наледи колеса коляски разъезжаются и  ее сложно передвигать. Вот я и задался вопросом: что можно сделать, чтобы упростить движение коляски при непростых климатических условиях, а также дать возможность подниматься по ступеням лестницы и поворачивать коляску? Так родилась конструкторская идея – треугольное колесо с использованием подшипников.

Я впервые приехал в УрГУПС и удивлен масштабами университета и его возможностями. Их здесь немало для тех, кто увлечен наукой. Когда ехал сюда, еще не думал, куда буду поступать. Но после того, что увидел, принял решение - буду сюда поступать.

Софья Матвеева, 9 класс МБОУ СОШ№ 1, Уфалей:

- Современная электроника позволяет сегодня создавать миниатюрные аппараты. Мой прибор – электрокардиограф.  Он отвечает определенным требованиям: малогабаритный,  работает от автономного питания, имеет простое функциональное управление, соответствует правилам техники безопасности. Моя разработка передает данные на мобильное устройство. В будущем я планирую сделать так, чтобы с данного прибора можно было переносить информацию на другие носители.  С помощью данного прибора любой дежурный врач  в любое время способен отслеживать  состояние своих больных, их сердечную деятельность, в данном случае пока с помощью телефона. Для работы с прибором от врача требуется минимум знаний по чтению электрокардиограммы.

Полина Исаева, 6 класс МБОУ СОШ№ 1, Уфалей:

- Еще недавно тепловизоры воспринимались, как специализированный, необычный дорогой прибор. Они были доступны в основном, только военным специалистам. Но прогресс не стоит на месте. И современные технологии производства сделали этот класс устройств применимым в различных сферах. В связи с этим у меня возникла  гипотеза собственной разработки  тепловизорной установки на базе микропроцессора Ардуно. Раньше, единственной преградой к этой мечте была цена. Сейчас этой преграды нет. Данное устройство доступно. Я горжусь тем, что ученые УрГУПС прониклись моей идеей.

Вот такие, далеко не детские обоснования своих работ представили школьники компетентному жюри конкурса, в состав которого вошли ведущие ученые университета.

После презентационной части научных разработок школьников, наступила торжественная итоговая часть в большом зале университета. Здесь собрались не только участники конкурса и их педагоги, но и гости вуза, планирующие стать его студентами.

- Мы рады приветствовать вас и ваши умные мысли в стенах нашего университета, - обратился к ребятам со сцены проректор по науке Сергей Валентинович Бушуев. -  УрГУПС всегда стремится стимулировать у школьников интерес к науке, развивать нестандартное мышление. Здесь созданы все условия для изучения точных наук, для того, чтобы вы имели возможность реализовать свой потенциал, получить толчок к новым открытиям и научному творчеству. Вы имели возможность лично пообщаться с ведущими учеными нашего университета, встретиться со своими единомышленниками, обменяться опытом, укрепляется в желании заниматься научной деятельностью в дальнейшем. Мы благодарим за вашу гениальную работу ваших научных руководителей. И ждем вас в качестве студентов вместе с вашими полезными для общества изобретениями.

Победителями и призерами конкурса «GENIUS-THEORIST» стали:

Младшая группа (6-9 класс):

1 место - Анастасия Кузьмина, МАОУ «Лицей №97 г. Челябинска», 7 класс.

2 место - Александр Колчигин, МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска», 5 класс.

3 место - Александр Язовских, МАОУ лицей № 100 г. Екатеринбург, 7 класс.

Старшая группа (10-11 классы, СПО):

1 место - Родион Грищенко, МАОУ «Лицей №97 г. Челябинска», 10 класс.

2 место - Глеб Рычков, КЖТ УрГУПС г. Екатеринбург, 4 курс.

3 место – команда МБОУ СШ №2 г. Красноуфимск, 10А класс.

Победителями и призерами конкурса «GENIUS-INVENTOR» стали:

Младшая группа (6-9 класс):

1 место - Роман Прохоров, МБОУ лицей № 11 г. Челябинска, 7 класс.

2 место - Софья Матвеева, МБОУ СОШ№ 1 г. В. Уфалей, 9 класс.

3 место – команда МАОУ «Лицей №5», г. Камышлов, 6 класс.

Старшая группа (10-11 классы, СПО):

1 место - Даниил Новик, МАОУ Гимназия № 202 «Менталитет», г. Екатеринбург, 11 класс.

2 место - Александр Горбатов, МБОУ «СОШ №1» г .В.Уфалей, 11 класс.

3 место - Алексей Стырский, МКОУ Юргамышская СОШ, 10 класс, Антон Токарев,  КГКП «Костанайский строительный колледж», Казахстан, 4 курс.


Елена Красулина
Фото: Николай Симаков