ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Молодые ученые о науке и жизни

08.02.2023

Наука. Она является неотъемлемой частью Уральского государственного университета путей сообщения, где создана особая творческая среда, позволяющая каждому реализовать свой интеллектуальный потенциал. А именно набираться знаний, ставить опыты, делать открытия, внедрять свои изобретения в жизнь. Здесь каждый ученый проходит по своему пути.

Что сегодня представляет молодой ученый УрГУПС? Это человек целеустремленный, энергичный, увлеченный новыми идеями и находящийся в постоянном поиске. Он успешно учится, защищает диссертации, пишет научные статьи, занимается исследовательской деятельностью. Иными словами, движется вперед.

 Сегодня мы вас познакомим с молодыми учеными, имеющими в своем активе научные достижения. Всех их объединяет вера в свое призвание.

Александр Александрович Пазуха. В 2012 году окончил УрГУПС по специальности «Электроснабжение железных дорог». В 2017 году с отличием освоил очную программу магистратуры по направлению подготовки «Техносферная безопасность». В 2022 году завершил очное обучение в аспирантуре транспортного вуза по направлению подготовки «Техника и технологии наземного транспорта» и получил квалификацию «Исследователь. Преподаватель - исследователь». В этом же году защитил в ЮУрГУ диссертационную работу «Совершенствование безопасности персонала энергетического комплекса от электрического травмирования развитием и внедрением технических средств» на соискание ученой степени кандидата технических наук по специальности «Охрана труда (электроэнергетика)». 

Сегодня молодой ученый является автором 26 научных статей (в том числе 11 статей ВАК), 8 патентов на изобретения. Имеет победы в конкурсе НИР. В настоящее время работает на железной дороге начальником сектора проектно-сметных расчетов Свердловской дирекции капитального ремонта и реконструкции объектов электрификации и электроснабжения, а также старшим преподавателем кафедры «Техносферная безопасность».

 А.А. Пазуха рассказывает о научной составляющей своей профессиональной жизни:

- Быть изобретателем, ученым для меня - это постоянно совершенствоваться, мыслить на перспективу, находить неординарные, рациональные решения, подвергать анализу любые действия,  связанные с техническим прогрессом. Дело, которым сегодня занимаюсь - электризация и электроснабжение железных дорог,  включая вопросы охраны труда и обеспечения электробезопасности персонала, -  очень для меня важно с научной точки зрения. Ведь ежегодно происходит травмирование, в том числе и со смертельным исходом, работников хозяйства электрификации и электроснабжения железных дорог. Разработка технических устройств, методов, предотвращающих электрическое травмирование персонала, апробация полученных результатов – это полезное, интересное и увлекательное дело. Если будет предотвращён хотя бы один несчастный случай, то вся проделанная работа была не зря.

Денис Ильгамович Гаплыханов – выпускник строительного факультета УрГУПС, аспирант группы ЖДП-112 – работает на железной дороге в Центре диагностики и мониторинга. Научными исследованиями начал заниматься еще во время обучения в университете. Привлекает возможность работать в перспективных направлениях научного знания.

Последнее рационализаторское предложение молодого ученого было замечено не так давно на международной конференции по техносферной безопасности и экологии, проходившей в северной столице. Смысл его заключается в отчистке отработавших газов дизельного двигателя тепловозов. Система сложная, дорогая, но, по мнению молодого ученого, оправданная. Она является хорошей альтернативой иностранным разработкам.

Вот что Д. И. Гаплыханов рассказал о своей работе и причинах, побудивших его связать жизнь с научными исследованиями:

Экологические вопросы всегда актуальны на железнодорожном транспорте. Сейчас нам представилась возможность разрабатывать и внедрять в производство свои идеи в качестве импортазамещения. Моя идея по очистке отработавших газов нашла отклик у инженеров московской железной дороги и в научном институте железнодорожного транспорта. Мне интересна наука. Наука помогает не просто выполнять свою работу, а создавать что-то новое, способствует движению вперед. Поэтому, может быть, успеваю и работать, и учиться. Планирую еще преподавать в университете и мотивировать студентов заниматься научной деятельностью. Много еще предстоит сделать. За знаниями - будущее, за наукой - только светлое будущее.

Сейчас Денис работает над новой идеей. На этот раз область научных интересов – путевое хозяйство.

Александр Викторович Паранин, доцент кафедры «Электроснабжение транспорта», кандидат технических наук. Имеет наработки в области тягового электроснабжения высокоскоростной магистрали. В своей научной деятельности опирается на компьютерное моделирование,  делает различные нестандартные расчеты, которые потом используются при проектировании. Например, проект А.В. Паранина в области контактной сети по расчету температуры и тепловых параметров голых проводов с учетом гололеда был призван упростить и автоматизировать указанные расчёты для использования обычным инженерным персоналом.

Сейчас сотрудничает с Научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта, который разрабатывает комплекс программ для расчета систем тягового электроснабжения, модернизирует старые версии, добавляет новый функционал. Молодой ученый создал алгоритм расчета, который Институт встроит в свою программу, и он будет использоваться по всей сети дорог с целью определения пропускной способности электроснабжения.

Вот как А. В. Паранин объясняет выбранный в науке вектор:

- Моя деятельность подразумевает то, что можно сделать одному или в команде разработчиков, не привлекая существенные дорогостоящие  ресурсы. То есть я пишу свои программы, создаю программные продукты, которые могут быть использованы научными институтами, производственными предприятиями, а также в учебном процессе. Почему пошел в науку? Ответ может показаться странным, но ничем другим мне неинтересно заниматься.  Наука – это создание нового, полезного в рамках научного подхода. Она сродни искусству, но подход более строгий. Это и подтолкнуло к выбору науки в качестве основной специализации.

Сейчас для молодых ученых открывается много возможностей.  Сколько всего интересного можно сделать, открыть и показать миру. Идеи ученых востребованы и пополняют весомый багаж отечественных наработок. Ученые УрГУПС, где созданы благоприятные условия для интеллектуальной эволюции каждого – достойный пример транспортной науки. Они являются импульсом к развитию инновационной деятельности, а их вклад повышает престиж транспортной науки.

Хочется поздравить всех ученых УрГУПС – и настоящих, и будущих –  с Днем российской науки, пожелать вдохновения и гениальных идей. Никогда не останавливайтесь на достигнутом!

Елена Красулина