Законы физики Исаака Ньютона, Майкла Фарадея, Джона Бэрда, Александра Грэхем Белла… В Уральском государственном университете путей сообщения прошел конкурс научных изобретений школьников «GENIUS-УрГУПС-2019».
В настоящем интеллектуальном марафоне приняли участие 49 команд, в составе которых 71 человек из разных городов Уральского региона и Казахстана. Изобретения, представленные ребятами на конкурс, не просто идут в ногу со временем, но и применимы на практике. Но главное, юные гении показали, что у научной мысли нет возраста.
Уникальность гениального конкурса, который транспортный университет проводит ежегодно, состоит в том, что сложнейшие изобретения сделали обычные школьники. Над своими конструкторскими находками ребята работали в два этапа: длительное время заочно и очно, представив работы на обозрение в День открытых дверей, состоявшийся в УрГУПС 17 февраля.
Здесь можно увидеть самые полярные разработки. Вот семиклассница из Челябинска Анастасия Кузьмина предлагает исследование возможностей использования пленочных пьезоэлектриков в качестве альтернативного источника энергии для зарядки мобильной электроники. А учащийся КЖТ УрГУПС Глеб Рычков, например, разработал устройство контроля нормы выброса в окружающую среду тепловозом (УКВт). Девятиклассница Софья Матвеева из Уфалея изобрела прибор в помощь людям – он контролирует сердечную деятельность человека. Команда шестиклассников из Камышлова привезла миниатюрный сверлильный станок для печатных плат. Алексей Стырский из Юргамышской школы представил компетентному жюри вспомогательный комплекс по работе опорно-двигательного аппарата.
А еще: аналогово-цифровая аналитическая станция для определения качества воды с Bluetooth-модулем, Нейк – Резоматрица, роботизированная электромеханическая система безрулевого управления для малогабаритных транспортных средств, Шуховские башни как пример гиперболоидной конструкции, ходячий паук со светящимися глазами и многое другое из области фантастики.
Роман Прохоров, ученик 7 класса лицея №11, Челябинск:
- Идея проекта возникла еще два года назад, когда я занимался с мальчиком, у которого был детский церебральный паралич. И как оказалось, он семь месяцев в году не выходит из дома из-за того, что его маме сложно поднимать и опускать коляску по лестнице. А также зимой на наледи колеса коляски разъезжаются и ее сложно передвигать. Вот я и задался вопросом: что можно сделать, чтобы упростить движение коляски при непростых климатических условиях, а также дать возможность подниматься по ступеням лестницы и поворачивать коляску? Так родилась конструкторская идея – треугольное колесо с использованием подшипников.
Я впервые приехал в УрГУПС и удивлен масштабами университета и его возможностями. Их здесь немало для тех, кто увлечен наукой. Когда ехал сюда, еще не думал, куда буду поступать. Но после того, что увидел, принял решение - буду сюда поступать.
Софья Матвеева, 9 класс МБОУ СОШ№ 1, Уфалей:
- Современная электроника позволяет сегодня создавать миниатюрные аппараты. Мой прибор – электрокардиограф. Он отвечает определенным требованиям: малогабаритный, работает от автономного питания, имеет простое функциональное управление, соответствует правилам техники безопасности. Моя разработка передает данные на мобильное устройство. В будущем я планирую сделать так, чтобы с данного прибора можно было переносить информацию на другие носители. С помощью данного прибора любой дежурный врач в любое время способен отслеживать состояние своих больных, их сердечную деятельность, в данном случае пока с помощью телефона. Для работы с прибором от врача требуется минимум знаний по чтению электрокардиограммы.
Полина Исаева, 6 класс МБОУ СОШ№ 1, Уфалей:
- Еще недавно тепловизоры воспринимались, как специализированный, необычный дорогой прибор. Они были доступны в основном, только военным специалистам. Но прогресс не стоит на месте. И современные технологии производства сделали этот класс устройств применимым в различных сферах. В связи с этим у меня возникла гипотеза собственной разработки тепловизорной установки на базе микропроцессора Ардуно. Раньше, единственной преградой к этой мечте была цена. Сейчас этой преграды нет. Данное устройство доступно. Я горжусь тем, что ученые УрГУПС прониклись моей идеей.
Вот такие, далеко не детские обоснования своих работ представили школьники компетентному жюри конкурса, в состав которого вошли ведущие ученые университета.
После презентационной части научных разработок школьников, наступила торжественная итоговая часть в большом зале университета. Здесь собрались не только участники конкурса и их педагоги, но и гости вуза, планирующие стать его студентами.
- Мы рады приветствовать вас и ваши умные мысли в стенах нашего университета, - обратился к ребятам со сцены проректор по науке Сергей Валентинович Бушуев. - УрГУПС всегда стремится стимулировать у школьников интерес к науке, развивать нестандартное мышление. Здесь созданы все условия для изучения точных наук, для того, чтобы вы имели возможность реализовать свой потенциал, получить толчок к новым открытиям и научному творчеству. Вы имели возможность лично пообщаться с ведущими учеными нашего университета, встретиться со своими единомышленниками, обменяться опытом, укрепляется в желании заниматься научной деятельностью в дальнейшем. Мы благодарим за вашу гениальную работу ваших научных руководителей. И ждем вас в качестве студентов вместе с вашими полезными для общества изобретениями.
Победителями и призерами конкурса «GENIUS-THEORIST» стали:
Младшая группа (6-9 класс):
1 место - Анастасия Кузьмина, МАОУ «Лицей №97 г. Челябинска», 7 класс.
2 место - Александр Колчигин, МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска», 5 класс.
3 место - Александр Язовских, МАОУ лицей № 100 г. Екатеринбург, 7 класс.
Старшая группа (10-11 классы, СПО):
1 место - Родион Грищенко, МАОУ «Лицей №97 г. Челябинска», 10 класс.
2 место - Глеб Рычков, КЖТ УрГУПС г. Екатеринбург, 4 курс.
3 место – команда МБОУ СШ №2 г. Красноуфимск, 10А класс.
Победителями и призерами конкурса «GENIUS-INVENTOR» стали:
Младшая группа (6-9 класс):
1 место - Роман Прохоров, МБОУ лицей № 11 г. Челябинска, 7 класс.
2 место - Софья Матвеева, МБОУ СОШ№ 1 г. В. Уфалей, 9 класс.
3 место – команда МАОУ «Лицей №5», г. Камышлов, 6 класс.
Старшая группа (10-11 классы, СПО):
1 место - Даниил Новик, МАОУ Гимназия № 202 «Менталитет», г. Екатеринбург, 11 класс.
2 место - Александр Горбатов, МБОУ «СОШ №1» г .В.Уфалей, 11 класс.
3 место - Алексей Стырский, МКОУ Юргамышская СОШ, 10 класс, Антон Токарев, КГКП «Костанайский строительный колледж», Казахстан, 4 курс.