Пермский институт железнодорожного транспорта УрГУПС - в прошлом училище, а потом железнодорожный техникум - исторический экскурс в прошлое.
Только факты:
Первый набор – 25 человек. Впервые стипендия была учреждена в 1884 году
С 1885 по 1919 гг. училище выпустило 647 человек.
В 1919 году училище было переименовано в техникум железнодорожного транспорта. Набор в него сразу возрос до 90 человек.
В довоенные годы - с 1923 по 1940 - техникум выпустил 977 железнодорожников.
За годы советской власти техникум подготовил 6851 высококвалифицированных техников для железной дороги.
В 2006 году техникум преобразован в Пермский институт железнодорожного транспорта.
В настоящее время здесь обучается свыше полутора тысяч студентов.
***
Костюм ученика пермского железнодорожного училища, единая ученическая форма, 1881 г.
***
14 октября 1905 г. учащиеся училища подали в педагогический совет петицию, где перечислили 18 требований, в том числе: упразднение экзаменов, уничтожение бальной системы, свобода собраний.
Петиция была отклонена. Руководство училища приняло решение о роспуске учащихся и закрытии учебного заведения. Среди забастовщиков был А. Емшанов – в будущем первый коммунист на железной дороге, видный революционный деятель. С июня 1918 г. являлся председателем ЦК союза железнодорожников. Во время гражданской войны он был направлен в Москву по личной рекомендации В.И. Ленина. Стал наркомом путей сообщения страны, где на этом посту его сменил Ф. Э. Дзержинский.
В 1922 г. вернулся в Пермь, был начальником дороги.
***
После революции 1917 года училище было переименовано в техникум, в разные годы он назывался механическим техникумом путей сообщения, железнодорожным механическим техникумом путейско-строительным техникумом, техникумом железнодорожного транспорта. До 1928 года техникум выпускает специалистов для путевого и паровозного хозяйства, а с 1928 года продолжает готовить специалистов по механической специальности для паровозного и вагонного депо.
***
В 1941 г. техникум переименовали из Молотвского железнодорожного техникума в Молотовский путейно-строительный.
04.09.43 г. Указом Президиума верховного совета СССР выпускникам присваивалось звание техника-лейтенанта пути и строительства. В это время техникум насчитывал 300-350 учащихся.
Техникум находился в трудных условиях, помещения не были приспособлены к занятиям. Студенты сами строили для себя общежитие на ул. К. Маркса. Таскали на тачках хлеб, который выдавался по карточкам. Зимой сами отапливали свои комнаты. Кроме общеобразовательных предметов, изучалось военное дело.