В этом году строительному факультету УрГУПС исполняется 55 лет. Солидная история, богатый опыт, значительные достижения – это все про любимый стройфак, выпустивший не одну тысячу успешных выпускников. В этом материале – поздравления, история, воспоминания и, конечно, сама жизнь, которая на СФ бьет ключом.
Дорогие друзья!
От имени Ученого совета университета, от всего коллектива и от себя лично поздравляю строительный факультет со знаменательной датой – 55-летием со дня основания!
Строительный факультет является одним из ведущих факультетов УрГУПС, флагманом подготовки строительных кадров для транспортной отрасли и других секторов промышленности.
При непосредственном участии сотрудников и выпускников строительного факультета создано большое количество знаковых объектов, сформированы научные школы. Ученые факультета своими многолетними исследованиями и инновационными разработками способствуют научной организации дорожно–мостовых работ, строительству в промышленном и гражданском комплексе, совершенствованию методов испытаний, внедрению современного проектирования, улучшению качества строительных материалов.
Выпускники факультета по праву считаются специалистами высокого уровня, руководят крупными строительными предприятиями, возглавляют подразделения в промышленном комплексе, органов власти различного уровня.
Продолжается развитие факультета, на котором открываются новые образовательные программы. Сегодня факультет отвечает вызовам времени и повышает эффективность подготовки. Уверен, что высокий интеллектуальный потенциал сотрудников факультета, новаторский подход к решению поставленных задач, в том числе и в деле подготовки высокопрофессиональных специалистов, поиск современных направлений и методов в работе помогут и в дальнейшем вносить вклад в научно-технический и образовательный потенциал нашего университета.
Позвольте в этот знаменательный день от всей души поздравить всех сотрудников, студентов и выпускников строительного факультета со знаменательным событием! От всей души желаю вам и всему коллективу крепкого здоровья, мира, добра и благополучия! Успехов в вашем созидательном труде на благо процветания транспортного образования и науки!
А.Г. Галкин, ректор УрГУПС, профессор
С юбилеем!
Первый камень в фундамент cтроительного факультета был положен в 1962 году, когда был объявлен набор на очное обучение по новой специальности УЭМИИТ - «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство». Набор составил две группы по 25 человек.
К 1966 году училось уже около 200 человек. В этом же году в соответствии с приказом заместителя Министра путей сообщения СССР № Е-3439 от 14 февраля был организован cтроительный факультет.
Базовой кафедрой строительного факультета стала кафедра «Сопротивление материалов», которая была образована в 1960 году. Она послужила основой для дальнейшего создания кафедр «Геодезия и геология» (1963 год), «Путь и путевое хозяйство» (1964 год), «Изыскания, проектирование и строительство железных дорог» (1965 год). Также были созданы кафедры «Механика грунтов, основания и фундаменты» (1969 год), «Строительная механика» (1970 год), «Строительные конструкции» (1978 год), «Строительное производство» (1979 год).
В 1994 году в связи с реорганизацией остались три кафедры: «Путь и железнодорожное строительство», «Строительные конструкции и строительное производство» и «Механика деформируемого твердого тела, основания и фундаменты».
В 2003 году была организована кафедра «Мосты и транспортные тоннели».
В 2016 году кафедра «Механика деформируемого твердого тела, основания и фундаменты» стала частью кафедры «Мосты и транспортные тоннели».
На нашем факультете студенты проходят обучение по специальности 23.05.06 «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей» со специализациями: «Управление техническим состоянием железнодорожного пути», «Строительство магистральных железных дорог» и «Мосты». Одновременно на факультете проходят подготовку бакалавры и магистры по направлению подготовки «Строительство».
В настоящий момент на факультете три выпускающих кафедры: «Путь и железнодорожное строительство», «Мосты и транспортные тоннели», «Строительные конструкции и строительное производство».
За период с 1966 по 2020 гг. на строительном факультете подготовлено более 7800 высококвалифицированных специалистов для Свердловской, Южно-Уральской, Горьковской железных дорог и предприятий строительной и транспортной индустрии Урала.
Много наших выпускников работают на инженерных должностях в составе дирекций инфраструктуры и дирекций по ремонту путей соответствующих железных дорог.
Большой отряд наших выпускников работает в проектно-изыскательских институтах ОАО «Уралгипротранс» и ГУП «Уралжелдорпроект».
Наши выпускники трудятся в Екатеринбургском МУП «Трамвайно-троллейбусном управлении» и Екатеринбургском МУП «Екатеринбургский метрополитен».
Дорогие преподаватели, сотрудники, студенты и выпускники строительного факультета!
Сердечно поздравляю вас с днем рождения родного факультета, 55-летием! Желаю вам всего наилучшего! Чтобы у вас было меньше огорчений, больше творческих успехов и удачи! Пусть все последующие годы будут плодотворны. Желаю вам и вашим близким крепкого здоровья и счастья!
Декан строительного факультета Ю.В. Горелов
История и современность
Поздравление от Б.Г.Чернявского, декана СФ в период с 1982 по 2010 гг.
Сердечно поздравляю преподавателей и студентов, сотрудников и ветеранов, выпускников со знаменательным событием – 55-летним юбилеем строительного факультета!
Стройфак является кузницей инженерных кадров для железных дорог, проектных и строительных организаций Уральского региона.
Вуз предоставил студентам все возможности не только для успешного завершения учёбы, но и для личностного развития. Преподаватели стараются сделать всё, чтобы их воспитанники смогли реализовать себя и в профессии и в научном творчестве.
Стройфак гордится своими выпускниками. Их всегда отличает ответственность и добросовестность. Во многом благодаря профессионализму и компетенции они становятся крупными руководителями предприятий ОАО «Российские железные дороги», Росдорпроекта, строительных компаний страны, кандидатами и докторами наук . В этом заслуга и самих выпускников и их учителей.
Сегодня на кафедрах факультета формируются новые поколения научно-педагогических работников. И наши выпускники должны быть основой кадрового потенциала. При этом факультет должен сохранять высокий уровень профессионализма, продолжать развиваться и наращивать свою интеллектуально-производственную базу.
Считаю своим долгом поблагодарить за совместную работу моих коллег – научно-педагогических работников и сотрудников старшего поколения, которые определили развитие факультета и с которыми я работал почти 50 лет.
Желаю всем и каждому крепкого здоровья, успехов в труде и учёбе, благополучия во всём!
Г.Л. Аккерман, доктор технических наук кафедры «Путь и железнодорожное строительство»:
- Я пришёл в УЭМИИТ (УрГУПС) молодым кандидатом наук после окончания аспирантуры МИИТ. Строительный факультет тогда был частью электромеханического факультета и состоял из двух кафедр: «Путь» и «Строительная механика». Первый выпуск состоял из одной группы – человек 28-30. Институт тогда располагался на нескольких этажах УРАЛГИПРОТРАНСа.
К моменту переезда института в новый корпус был создан самостоятельный факультет в составе 5 кафедр: «Изыскания железных дорог», «Путь и путевое хозяйство», «Геодезия», «Строительная механика», «Строительные материалы» и «Химия». Деканом стал доцент А.А. Лахтин, затем доцент Б.Г. Чернявский и доцент Ю.В. Горелов. В дальнейшем образовалось ещё две кафедры: «Промышленное и гражданское строительство» и «Мосты».
Факультет развивался и стал самым большим в университете, на нем обучалось 1200 студентов-очников. Появилась специальность «Промышленное и гражданское строительство» и кафедра строительного производства. Коллектив был молодой: почти все – кандидаты наук.
Выполнялись большие хоздоговорные работы, межкафедральные работы. К примеру, транспортное обустройство Самотлорского и Советско-Савинского месторождений нефти, ТЭО железнодорожного выхода с Урала к портам Архангельск и Мурманск, оптимизация транспорта Соколово-Сарбайского горного комбината, оптимизация полосы отвода железных дорог, мероприятия по уменьшению бокового износа рельс на Чусовском отделении Свердловской железной дороги, реконструкция автомобильной дороги Ивдель-Полуночное и т.д. Практически во всех работах принимали участие студенты факультета.
За прошедшие 55 лет факультет выпустил инженеров, которые работали и работают по всей России – в основном, на Свердловской, Южно-Уральской, Горьковской и Северной железных дорогах, в Москве в центральном аппарате ОАО «РЖД».
Выпускники работают и автодорожниками, в отделах капитального строительства, проектировании и эксплуатации городского рельсового (в том числе и метро) транспорта, гражданском строительстве и во многих других сферах. Вспоминаю, к примеру, как года 3-4 тому назад моя дипломница Ольга Тимошенко, проработав некоторое время в ПЧ Южно-Уральской железной дороги, стала садово-парковым дизайнером. Когда я у неё спросил, пригодились ли знания, полученные в университете, она сказала: «Да, трассирование, геодезия, геология, гидравлика, распределение земляных масс и многое другое. А главное, Вы научили меня думать».
За последние 7 лет закончили аспирантуру УрГУПС и стали кандидатами технических наук больше 10 человек, из них 8 человек остались работать на кафедрах факультета.
Сейчас на факультете три кафедры: «Путь и железнодорожное строительство», «Мосты и транспортные тоннели» и «Строительные конструкции и строительное производство». Внедряются компьютерные и спутниковые технологии, появился полигон с двумя путями с железнодорожной и путеизмерительной техникой. Здесь проводятся практические и лабораторные занятия.
Железнодорожный транспорт – одна из самых стабильных отраслей, которая обеспечивает надежное трудоустройство выпускникам факультета.