ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Леонид Иванович Матюхин: УрГУПС (УЭМИИТ) – моя судьба

10.09.2021

Государственный деятель, народный депутат, последний в истории министр путей сообщения СССР – это лишь часть профессиональных достижений Леонида Ивановича Матюхина, человека, которому все по плечу. Леонид Иванович является выпускником Уральского государственного университета путей сообщения. Его успешный профессиональный путь начался именно с транспортного вуза.  Именно здесь был дан старт его возможностям.

В преддверии 65-летия УрГУПС выдающийся выпускник рассказал о том, какую роль сыграл единственный транспортный вуз на Урале в его судьбе.

- Университет в моей судьбе? Я бы, пожалуй, сказал без преувеличения: университет – моя судьба, моя жизнь, мой дом, как железная дорога. Я родился рядом с вокзалом в городе Орле. Все время наблюдал за поездами, слушал гудки. В школу ходил по железнодорожным путям, лазил по вагонам, как все мальчишки. Для меня железная дорога с детства была родным домом. Поэтому не было особых сомнений, куда поступать. И я поступил в УЭМИИТ, на тот момент, работая на маленькой станции Серовского отделения станции Бокситы, куда пришел работать багажным весовщиком после окончания Свердловского железнодорожного техникума весной 1958 года. Учился заочно. Почему поступил  в институт? На станции не было ни одного инженера. Был один техник в моём лице и начальник станции. Это трудно, наверное, сегодня представить – маленькая станция, четыре домика, небольшое вокзальное помещение и кругом лес. Ну, и рядом, в десяти километрах от станции, по тем временам уже был приличный город Североуральск. Моя студенческая жизнь началась именно с этой станции. Приходилось ездить в Свердловск за методической литературой, за консультациями. А потом судьба перебросила меня в Свердловск, на станцию Аппаратная в районе озеро Шарташ. И здесь жизнь пошла уже веселее. Я уже мог посещать лекции в институте.  

Что могу сказать о своей студенческой жизни в УЭМИИТ? Были великолепные люди, которые нас обучали. Например, заместитель декана Александр Васильевич Минин, который дорожил  каждым студентом. Очень скромный, интеллигентный человек был и как мог, помогал нам, молодым и зеленым. Мне повезло, что я был знаком с первым ректором института, Иваном Васильевичем Уткиным. Удивительный человек. От него очень многое зависело, и он успешно реализовывал все задачи, которые перед ним стояли. Потому что был практиком, ветераном войны, очень ответственным человеком.

Работать и учиться было непростым делом. Будучи студентом я уже работал заместителем начальника станции. Это оперативная работа, ответственная, подразумевающая безопасность движения, постоянные ночные проверки. А еще надо было посещать лекции, семинары, экзаменационные сессии.

- Расскажите про Вашу профессиональную судьбу после окончания института. В чем секрет Вашего успеха?

- Все мои жизненные университеты связаны со Свердловском и с УЭМИИТ. После окончания института меня перевели  в управление Свердловской железной дороги на грузовую службу. В управлении прошел много должностей: работал коммерческим ревизором, начальником отдела выгрузки и т.д. Потом из Свердловска отправили в Нижний Тагил заместителем начальником отделения.  А оттуда меня перевели в Москву, сначала в министерство автомобильного транспорта, потом перешел в состав МПС. После академии народного хозяйства назначили заместителем начальника  грузового управления МПС. Потом начальником Горьковской железной дороги. В Горьком избрался в народные депутаты СССР, был членом Верховного Совета. А потом стал министром путей сообщения СССР.  

Почему я так быстро двигался, спросите? Пробивали себе дорогу только те, кто пахал. Без блата и каких-либо протеже, на скромную зарплату, как и тысячи других людей, работающих на железной дороге, я пробивал себе путь своей головой. Очень увлекался вычислительной техникой, по тем временам это была новинка. Много занимался общественной работой. Все успевал.  

- Как вы считаете, что необходимо сегодня современному студенту, чтобы пройти такой профессиональный путь, какими качествами надо обладать?

- Я бы советовал ребятам и девчатам не бояться работать, прежде всего, на производстве, маленьких станциях, депо и т.д. Начинать с малого, снизу не зазорно. Успех начинается не сверху. Сегодня в Екатеринбурге обширная промышленность, много учебных заведений. Но более надежной отрасли, более стабильной, чем железнодорожная, я бы не назвал. Да, железная дорога – это производство повышенной опасности, с высокой дисциплиной и ответственностью. Но не надо этого бояться. Требования, которые предъявляются к железнодорожникам, были и остаются высокими. Но это надежный щит в вашей жизни. Студентам желаю повышать свой уровень в период обучения, обязательно пригодится в дальнейшем. Вперед, ребята, вперед, без страха, оглядки. Жизнь подтвердит правильность вашего выбора.

- Ваши пожелания родному вузу в связи с юбилеем?

- Сначала поблагодарю родной вуз за интересные и насыщенные годы жизни. Хочется пожелать продолжать славную традицию - растить достойную смены профессионалов, новых выдающихся выпускников, быть открытым всему новому и смело идти навстречу грядущим вызовам, динамичного развития и процветания!