ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Горячее сердце механика Мирона Черепанова

31.01.2023

Полагаем, что нет ни одного человека, который не знал бы историю о выдающемся русском механике Мироне Ефимовиче Черепанове, со дня рождения которого в 2023 году исполняется 220 лет. А она весьма интересная.

Черепановы жили в Выйском поселке Нижнего Тагила. Мирон родился в 1803 году. Его прадед Петр Черепанов и дед Алексей Петрович были простыми работниками, крепостными Демидовых. Отец Ефим Алексеевич —  знаменитый механик и изобретатель, наставник и сотрудник Мирона в общих делах, служил плотинным Выйского завода, главным механиком Нижнетагильских заводов. Проходя обучение «при доме», Мирон так хорошо овладел грамотой, что двенадцатилетним подростком был принят на Выйский завод на должность писца. Через четыре года он перешел к отцу на должность «помощник механика Черепанова» по строительной части и стал постепенно приобщаться ко всему кругу заводских работ.

Свою первую паровую машину Черепановы изготовили в 1820 году, то есть еще до поездки Ефима Алексеевича в Англию, на родину первых паровых машин. Заводская контора, сообщая об этом, отмечала у них отсутствие специального образования: «Отец и сын могли только читать и подписывать свое имя, однако они не только поняли устройство паровых машин, но и приготовили для устройства разного рода станки».

В 1825 году 22-летний Мирон, пристрастившись к паровым машинам,  преуспел в механическом искусстве. К 25 годам он был семьянином и имел уже трех дочерей. И продолжал активно заниматься паровыми машинами. Мирон самостоятельно отправляется в Петербург «для осмотра тамошних заводов и снятия некоторых машин планов». Потом с отцом занимается перестройкой труб и цилиндров в машине Анатольской шахты. Заводоуправление награждает Черепановых суммой в 2000 рублей за создание паровой машины. Год спустя механики сделали новую паровую машину для Медного рудника. В начале 1830-х годов Мирон работает над «паровой телегой», для чего едет в Петербург, а затем в Англию.

В 1837 году Нижний Тагил посетил будущий император, великий князь Александр Николаевич. Он осмотрел многое, в том числе и сухопутный пароход, бывший тогда в действии. В.А. Жуковский в путевом дневнике в записи об этом оставил одно слово: «Пароходка». На гостей не произвела впечатление такая диковинка в глубинке России. Они уже знали о первой в России пассажирской железной дороге Петербург - Царское село, которая была пущена в том же году с мощным английским паровозом. В первые 13 дней по ней проехало 13293 пассажира, и дорога выручала до 1000 рублей в день. Но первый русский паровоз был в Нижнем Тагиле.

После смерти отца в 1842 году Мирон Ефимович остается на самостоятельной службе: ставит паровую машину, работающую на «теряющемся паре», строит паровую машину «среднего давления», сооружает самый мощный изо всех черепановских паровой двигатель, предназначенный для откачки воды на руднике. И, наконец, сооружает новую воздуходувную установку и паровой молот для новой медеплавильной фабрики. 

40-е годы были самыми непростыми в жизни Мирона Черепанова. На первый взгляд, все было хорошо: сорокалетний изобретатель пользовался уважением и авторитетом, получал хорошее жалование и премиальные. Но его больше волновала реализация технических замыслов.

Мирон Ефимович Черепанов умер 5 октября 1849 года. Прошла жизнь творческого человека, механика крепостной России, который понял потребность в паровых двигателях и связанных с ними изменениях в заводской технике. Можно сказать, что он совершил промышленный переворот.

Отец и сын построили порядка 20 машин мощностью от 2 до 60 лошадиных сил. Также ими была построена чугунная железная дорога длиной 854 метра от одной из фабрик до железного рудника. К сожалению, паровые машины Черепановых применялись только на территории фабрики. Это было связано со сложностью доставки топлива для их работы – источники древесины и угля в районе завода отсутствовали,  сеть железных дорог еще не была развита.

Жизненный путь Черепановых – это неустанный труд, напряженный период творческих исканий. Они были носителями наиболее передовых тенденций в промышленном развитии в первой половине 19 века, связанных с переходом от ремесленно-мануфактурной ступени развития производства, к механической,  машинной ступени. Заслуги Мирона, как и его отца, велики, семья изобретателей внесла неоценимый вклад в постройку машин и развитие отечественного машиностроения.