Паспорта доступности объектов социальной инфраструктуры:
Объект "Главный учебный корпус"
Согласно официальным «Требованиям к организации образовательного пространства для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса» от 26.12.2013г. в Уральском государственном университете путей сообщения разработана и одобрена на заседании Ученого совета №9 7.11.2014 г. «Программа создания безбарьерной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе материально-технического оснащения инклюзивного образовательного процесса». Программа рассчитана не только на головной вуз в Екатеринбурге, но и на филиалы университетского комплекса.
Программа предусматривает следующие действия по созданию безбарьерной среды:
Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Реализованные проекты в УрГУПС по обеспечению доступности прилегающей к вузу территории, входных путей, путей перемещения:
Ведутся работы по обеспечению доступности путей перемещения на всей прилегающей к зданию УрГУПС территории.
Аналогичные действия по обеспечению доступности прилегающей к вузу территории, входных путей, путей перемещения предприняты в филиалах университетского комплекса. В Челябинском институте путей сообщения на входную группу нанесены тактильно-визуальные знаки доступности, знак общей доступности, лестница обозначена яркой контрастной лентой. Внутри учебного корпуса ЧИПС висят мнемосхемы со шрифтом Брайля, план здания содержит тактильно-информационный знак со шрифтом Брайля, смонтирована беспроводная система вызова.
Внутри здания филиала УрГУПС в Тюмени нанесены тактильно-визуальные знаки доступности; у входной группы Пермского института железнодорожного транспорта установлен пандус и имеется кнопка вызова дежурного. Для обеспечения путей доступности перемещения инвалидов-колясочников закуплен мобильный гусеничный подъемник.
В соответствии с Программой создания безбарьерной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в филиале УрГУПС в Нижнем Тагиле также предприняты действия по обеспечению доступности для инвалидов: внутри здания имеются тактильно-визуальные знаки доступности, знак общей доступности, проложен деревянный настил, выравнивающий разницу высоты порогов входной и тепловой дверей.
В Колледже железнодорожного транспорта смонтирована система вызова персонала, установлен пандус внутри здания, обустроено место для собаки-поводыря, оборудована санитарно-гигиеническая комната для инвалидов.
Аналогичные действия по обеспечению доступности прилегающей к вузу территории, входных путей, путей перемещения предприняты в филиалах университетского комплекса. В Челябинском институте путей сообщения на входную группу нанесены тактильно-визуальные знаки доступности, знак общей доступности, лестница обозначена яркой контрастной лентой. Внутри учебного корпуса ЧИПС висят мнемосхемы со шрифтом Брайля, план здания содержит тактильно-информационный знак со шрифтом Брайля, смонтирована беспроводная система вызова.
Внутри здания филиала УрГУПС в Тюмени нанесены тактильно-визуальные знаки доступности; у входной группы Пермского института железнодорожного транспорта установлен пандус и имеется кнопка вызова дежурного. Для обеспечения путей доступности перемещения инвалидов-колясочников закуплен мобильный гусеничный подъемник.
В соответствии с Программой создания безбарьерной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в филиале УрГУПС в Нижнем Тагиле также предприняты действия по обеспечению доступности для инвалидов: внутри здания имеются тактильно-визуальные знаки доступности, знак общей доступности, проложен деревянный настил, выравнивающий разницу высоты порогов входной и тепловой дверей.
В Колледже железнодорожного транспорта смонтирована система вызова персонала, установлен пандус внутри здания, обустроено место для собаки-поводыря, оборудована санитарно-гигиеническая комната для инвалидов.
Создание условий для поступающих с ограниченными возможностями здоровья
Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 г. N 839 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год» в УрГУПС созданы все условия для поступающих с ограниченными возможностями здоровья.
- Вступительные испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья будут проводиться в отдельной подготовленной аудитории – Б1-64.
- При проведении вступительных испытаний в УрГУПС обеспечено выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей поступающих с ограниченными возможностями здоровья:
- задания для выполнения на вступительном испытании будут оформлены рельефно-точечным шрифтом Брайля – имеются билеты по 5 общеобразовательным предметам;
- поступающим для выполнения задания при необходимости будет предоставлен комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Для организации приёма студентов с ограниченными возможностями по состоянию здоровья разработаны материалы вступительных испытаний по русскому языку, математике, обществознанию и экономической географии (тексты на азбуке Брайля и аудиозаписи заданий для слабослышащих).
Уже более 5 лет в УрГУПС кафедрой физвоспитатия проводились научные исследования, апробация, а с 2014 г. - внедрение адаптационной программы для студентов с ограниченными возможностями и имеющими различные проблемы по состоянию здоровья (руководитель – доц. Линькова Наталья Анатольевна, гражданка Австралии и РФ, перенявшая австралийский опыт работы с инвалидами). Программа пользуется большим интересом у студентов.
Австралийский опыт
В Австралии государство обращает большое внимание на занятость инвалидов, привлечение к учебной и общественной деятельности. Дети-инвалиды и студенты-инвалиды учатся вмести со всеми в общеобразовательных учреждениях и высших учебных заведениях. Им предоставлены все комфортные условия для совместного обучения. Государство предоставляет бесплатно такси для доставки учащегося к учебному заведению и доставки его обратно. Учащийся или студент-инвалид имеет помощника-учителя, который ассистирует ему во время учебных занятий, в зависимости от вида инвалидности. В университетах и школах создана вся инфраструктура для таких учащихся, что бы они не ощущали дискомфорта, как морального, так и физического.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в УрГУПС установлен особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура» на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры. Из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья формируются инклюзивные группы (оздоровительное отделение) для освоения дисциплины «Физическая культура». Учебный процесс направлен на укрепление здоровья студентов, устранение функциональных отклонений и недостатков в физическом развитии, получение знаний о характере своего заболевания и возможностях использования физической культуры как средства профилактики и лечения. Индивидуальные или индивидуально-групповые занятия проводятся на базе университета и строятся с учетом конкретного заболевания в зависимости от нозологии обучающегося и степени ограниченности возможностей в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии. Занятия для них организуются в следующих видах:
и проводятся специалистами, имеющими соответствующую подготовку.
- Обеспечено индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс.
- Закуплено увеличивающее устройство – электронный ручной видеоувеличитель «ВИЗОР-1».
3. Для глухих и слабослышащих приобретена индукционная панель «ИП-1».
4. Для слепоглухих будут предоставлены услуги тифлосурдопереводчика.
5. Для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих вступительные испытания, проводимые в устной форме, будут проводиться в письменной форме.
Для инвалидов по зрению закуплен обновляемый дисплей Брайля Focus 14 Blue, который обеспечивает тактильный доступ к компьютеру или любому другому мобильному устройству. Приобретено программное обеспечение JAWS for Windows 15.0 Pro для незрячих и слабовидящих. Оно включает в себя речевой синтезатор, благодаря которому через аудио-карту компьютера информация с экрана монитора считывается вслух, обеспечивая возможность речевого доступа к самому разнообразному контенту.