ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет

УрГУПС

WorldSkills

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Анкета для абитуриентов Екатеринбург EXPO 2025

Психологическое просвещение

Поговорим об одиночестве

Алкоголь - великий обманщик

Причины курения

О вреде курения

Когда Вы бросите курить...

Как научиться отказываться от наркотика

Как вырабатывать уверенность в себе

Обаяние как помощник в общении

Рекомендации по избавлению от застенчивости

Как правильно сдать сессию

Поговорим об одиночестве

Бывает так, что юноши и девушки, а порой и взрослые люди испытывают чувство одиночества, они не имеют серьезных отношений, скорее сторонятся их, не позволяют любить себя, не понимают своих чувств и не умеют испытывать сочувствие. И порой красивые, интересные люди остаются одни, без своей половинки.С проблемой одиночества каждый старается справиться по-своему, кто-то обращается за помощью к психологу, кто-то пытается разобраться в себе самостоятельно, но, не разобравшись с причиной, либо так и остается одиноким, либо совершает неверный поступок и связывает свою жизнь с человеком, которого не любит.

Думаю, не стоит отмахиваться от данной проблемы, нужно посмотреть на нее внимательней. Причина одиночества чаще всего кроется в негативном опыте, который человек переживает еще в детстве - это неполные семьи и семьи, где родители не балуют детей и друг друга вниманием и теплотой, разводы, скандалы, измены, показные отношения (хорошие семейные отношения только на показ) и т.д.

Предлагаю вашему вниманию одну интересную историю.

Принцесса и фея бабочек

Я хочу рассказать грустную сказку об одинокой принцессе. Принцессу звали Марианной, и она была очень одинока во дворце, где жили ее отец, мать, брат, пятьсот придворных и две тысячи слуг, мудрецов и поэтов. Отец принцессы - король Марк - давно разлюбил свою супругу и одаривал своим вниманием то одну, то другую придворную даму. Однажды, поймав грустный, потерянный взгляд принцессы Марианны, он подошел к ней, погладил по голове - этого уже давно не случалось - и сказал: "Когда ты повзрослеешь, ты поймешь меня. С твоей матерью невозможно жить.

Мать принцессы - королева Аманда - была всегда печальна и почти всегда обижена на весь белый свет. Ее положение не позволяло ей жаловаться на судьбу, что служило для нее дополнительным источником огорчений.

Когда принцесса была маленькая, ей казалось, что она в чем-то провинилась, что родители ссорятся из-за нее. Она даже спрашивала об этом своего старшего брата Людовика. "Ты ничего не понимаешь, не нужно приставать к взрослым", - вот то единственное, чего добилась от него принцесса Марианна.

Когда принцесса повзрослела, ей, напротив, стало казаться, что именно родители виноваты в ее одиночестве, она часто упрекала свою мать и с раздражением смотрела на всех юных принцев, явившихся просить ее руки.

"Они такие же, как мой отец", - думала Марианна.

В общем, наша одинокая принцесса не была счастлива, но ничего не делала, чтобы изменить свое положение, пока однажды утром ее не навестила крестная мать - Фея бабочек.

Фея появилась со свитой из сотен разноцветных бабочек. Они водили хороводы вокруг ее головы, садились на шлейф пышного платья, а самые красивые трепетали на ее плечах и груди, как драгоценные украшения.

- Милая крестница, я давно хотела с тобой поговорить. Тебе уже восемнадцать лет, а по человеческим меркам - это подходящая пора для замужества. Почему ты не выберешь себе в мужья какого-нибудь юного принца.

- Я не верю мужчинам, - сказала Марианна, - они говорят, что любят, но ведь и мой отец когда-то говорил об этом моей маме, и вот что из этого вышло:

- Да, так бывает, - сказала Фея. - Ну а ты, Марианна, кого-нибудь любишь?

- Я не знаю, - ответила девушка, - мне иногда кажется, что я жить не могу без кого-то из принцев, когда мы танцуем вместе на балу. А на следующее утро мне уже не хочется даже смотреть на него. Я думаю, что моя мама тоже любила. Но разве любовь может пройти? Скажи мне, крестная.

- Все зависит от того, что вы называете любовью, - сказала Фея. - Мы феи, любим не так, как вы, смертные; но я живу среди людей давно и многое видела. Я знаю, что бывает такая любовь, которая не проходит. Любовь нежная и верная, любовь, которая прощает и умеет проявлять терпение, любовь великодушная и преданная. Но вы, люди - очень странные существа, и часто у вас одно и то же слово обозначает совершено разные вещи: простое волнение в крови, желание не быть в одиночестве, привязанность, привычку, власть, да мало ли что еще:

- А как узнать настоящую любовь? - спросила принцесса. - Я хотела бы любить и быть любимой только так.

- Это трудная любовь. Она требует терпения и сочувствия, она не всегда весела. Но я знаю, что люди, умеющие так любить, считают это чувство важнее самой жизни.

- Помоги мне, крестная, - взмолилась Марианна, - я хочу научиться этой трудной любви!

- Я не умею учить любви, - сказала она, - но я могу, если ты хочешь, показать тебе твои чувства.

- Да, конечно хочу! - согласилась Марианна.

Фея взмахнула волшебной палочкой, и вокруг головы принцессы закружилась стайка прехорошеньких светлых бабочек.

- Они покажут тебе твои чувства, - сказала Фея.

- Как? Что я увижу?

- Вот сейчас тебе любопытно, и они - слегка голубоватые. Другие чувства - другой цвет.

- А любовь?

- Если ты полюбишь по-настоящему, увидишь только одну ярко-алую бабочку.

- Спасибо, крестная, - сказала Марианна, думая, что крестная могла бы и поосновательнее позаботиться о ней, - теперь, по крайней мере, мне не грозит сказать кому-нибудь "Да!" без любви.

- Я навещу тебя снова, - пообещала Фея. - Ты скажешь мне, пошел ли на пользу тебе мой подарок.

Теперь принцессу Марианну повсюду сопровождал легкий хоровод бабочек - подарок Феи. Они были розовыми, желтыми, лазурными, зелеными и оранжевыми. Однажды, когда принцесса позавидовала красоте и изяществу одной придворной танцовщицы, бабочки стали ядовито-болотного цвета. Но не было ни одной алой!

- Как грустно! Бедная я, бедная - думала Марианна, может быть, все мои кавалеры тоже не умеют любить и поэтому не вызывают любви. Или это мои родители виноваты?

Однажды, разговаривая с матерью, принцесса горько сказала, что умеет любить.

- Бедная моя девочка! Наверное, это я виновата, что ты такая недоверчивая и замкнутая! Ты страдаешь из-за меня и своего отца. Прости меня, дочка!

- Мамочка, не нужно так говорить! - ты самая лучшая мама в мире! Я тебя обидела - не плачь!

Когда Марианна уходила, прекрасная лиловая бабочка села к ней на ладонь.

В следующий день снова пожаловала в гости Фея.

- Ну, как тебе живется, крестница? Каковы цвета твоих бабочек?

- Очень разные, крестная. Я видела розовых, голубых, оранжевых, лазурных. И один раз лиловую. Но ни одной алой. Может быть, мне бы помогло, если бы я видела чувства моих кавалеров?

- Нет, Марианна, этого я делать не буду. У нас, фей, тоже есть свои правила. Но я так рада за тебя, милая! Поверь, если к тебе прилетела лиловая бабочка, то недолго ожидать и алой.

Что мы видим из данной истории? Героиня истории не доверяет людям и самой себе. С помощью феи она проходит трудный путь самопознания. В результате ее отношения с людьми также становятся менее эгоцентричными. В конце истории ее чувства находятся на пути от сочувствия и прощения к любви.


Попробуйте, задайте себе вопрос:

Что значит быть одиноким?

От кого зависит одиночество?

Какие бывают чувства?

Что вы называете любовью?

Как бы вы назвали чувство, о котором сказало принцессе проявление лиловой бабочки?

Верите ли вы в "трудную" любовь?

Как вы думаете, почему принцесса не верит людям и их чувствам?


На образе героини истории, мы видим, что не доверяя чувствам влюбленных людей, принцесса, вероятно, разбила не одно сердце, т.к. девушка погружена в собственные переживания и практически не замечает других людей.

А теперь подумайте, может быть, в этой принцессе вы увидите знакомые черты...


В тексте использованы материалы из книг:
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2005.
Сович Н.А. Практика сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2006.
Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. - СПб.: Речь, 2004.

Алкоголь - великий обманщик


У большинства людей существует ошибочное мнение, что спиртные напитки снимают стресс и утомление, повышают вкус жизни. В действительности алкоголь ухудшает все без исключения функции человеческого организма, в том числе и имеющие значение для управления автомобилем. Он расстраивает основные процессы в коре головного мозга, создает ложное впечатление, что для человека все доступно.

Фактор алкоголя имеет большой вес в дорожно-транспортных происшествиях. Выводы независимых психофизиологических исследований, посвященных этому вопросу, говорят о том, что алкоголь меняет реакцию водителя и его оценку ситуации на дороге. И доза может быть любой. Избираемый же "порог дозволенности" содержания алкоголя в крови водителя представляет собой всего лишь компромисс властей с реальностью поведения водителей.

Даже малые дозы алкоголя оказывают отрицательное действие как на память, внимание, мышление, творческий процесс в целом, так и на выполнение простых действий, в частности на процесс координации движений, восприятие и ориентировку в ситуации.

После приема 7,5-10 г алкоголя отмечается ускорение движений. Однако наряду с этим снижаются качество, точность и соразмерность движений.

Алкоголь отрицательно сказывается и на различных видах восприятия. Так, в результате специальных экспериментов установлено, что в норме для слухового и зрительного восприятия требуется 0.19 секунды. После приема 60-100 г алкоголя здоровыми, непьющими людьми время восприятия этих раздражителей увеличивается уже до 0,297 секунды, то есть в 1,5 раза.

И самое главное, выраженность изменений зрения, восприятия, координации движения, быстроты реакции связана с количеством принятого алкоголя и концентрацией его в крови.

Агитируя за трезвость при управлении автомобилем нужно отметить, что:

1. Степень и скорость опьянения зависят от вида спиртного напитка, от количества выпитого, от содержания в нем алкоголя. Когда речь идет о количестве выпитого, нельзя не принимать во внимание и его качество. Так, например, углекислота способствует всасыванию алкоголя. Поэтому скорость и степень опьянения при употреблении напитка, содержащего углекислоты или смешанного с газированной водой, быстрее и больше, чем при употреблении обычного. Быстрее всего алкоголь всасывается из напитков, содержащих до 10% алкоголя, т. е. в первую очередь из вина, и сравнительно медленнее из напитков с меньшей или большей концентрацией алкоголя. Очень распространенным является мнение, что содержание алкоголя в пиве незначительно и поэтому можно пить его даже за рулем. Для опровержения этого достаточно указать на то, что в 1 л пива содержится столько же алкоголя, сколько в 400 г вина или 100 г водки.

2. Независимо от того, что смешивается со спиртным напитком - вода или сок, количество алкоголя в нем остается прежним.

3. Если, употребляя алкоголь, Вы плотно поели - это не гасит опьянение. Алкоголь растворяется в крови без участия органов пищеварения. И хотя сытый желудок несколько замедляет скорость растворения алкоголя в крови, опьянение наступит все равно, только несколько позже.

4. Степень опьянения зависит от массы тела и времени, прошедшего с момента выпивки. В теле более массивного человека содержится и большее количество воды. Поэтому при одинаковой дозе спиртного процент содержания алкоголя будет больше у того, кто весит меньше.

5. Нельзя ускорить процесс выведения алкоголя из организма. На отрезвление человека реально влияет только время. Организм освобождается от алкоголя путем его окисления и последующего выведения. Печень выводит около 90% алкоголя. Небольшое количество алкоголя выводится через легкие, потовые железы, почки. На окисление алкоголя необходимо время. Поэтому ни один из таких способов, как холодный душ, прогулка на свежем воздухе, чашка черного кофе, не ускоряет процесс выведения алкоголя из организма..

Причины курения

Одной из основных причин начала курения является любопытство. Другая причина начала курения в молодом возрасте - подражание взрослым. В некурящих семьях курящими становятся не более 25% детей, в курящих семьях это число превышает 50%. У многих курение объясняется подражанием курящим товарищам.

Независимо от характера причин, толкнувших на курение, оно, как правило, повторяется. Желание покурить, вдохнуть аромат табачного дыма и затянуться приходит незаметно, но, к сожалению, становится все более сильным. Со временем курение превращается в привычку.

Привычка курить настолько прочно вошла в быт, что внешне приобретает вид необходимой жизненной потребности. Многие и часа не могут обойтись без сигареты. Курят утром после пробуждения, до и после еды, на отдыхе и в напряженном умственном труде, в традиционном "перекуре" после физической работы и в конце дня - на сон грядущий.

Очень быстро вырабатывается своеобразный рефлекс курения, когда вид красиво оформленной пачки сигарет, запах ароматного дыма и другие атрибуты курения делают молодого парня или девушку заядлым курильщиком.

В распространении курения среди девушек немалую роль играет мода, стремление "выглядеть красивой". Часто девушки начинают курить в компаниях.

Итак, если причинами начала курения у мужчин являются стремление подражать взрослым, отождествления курения с представлениями о самостоятельности, силе, мужественности, то у девушек начало курения часто связано с кокетством, стремлением к оригинальности, желанием нравиться юношам.

Но есть еще один важный фактор, обуславливающий привычку к курению - привыкание к никотину. Составные части табачного дыма всасываются в кровь и разносятся ею по организму. Через 2-3 минуты после вдыхания дыма никотин уже проникает внутрь клеток головного мозга и ненадолго повышает их активность. Происходящее параллельно с этим кратковременное расширение сосудов мозга и рефлекторное воздействие аммиака на нервные окончания дыхательных путей субъективно воспринимаются курильщиком как освежающий приток сил или своеобразное чувство успокоения.

Однако спустя некоторое время чувство прилива энергии и приподнятости исчезает. Физиологически это связано с наступающим сужением сосудов мозга и понижением его активности. Чтобы вновь почувствовать состояние приподнятости, курящий спустя некоторое время опять тянется за сигаретой, невзирая на оставшуюся после курения горечь во рту, обильное слюноотделение и неприятный запах.

Кажущиеся подъем энергии, успокоенность, закрепляясь в сознании после выкуренной сигареты, переходят в условный рефлекс. Курящий убеждает себя, что без табака он не может нормально работать, жить, и вскоре он становится настоящим рабом своей страсти.

Никотин, как и некоторые другие яды, становится привычным, и без него в силу установившихся рефлексов курящему человеку становится трудно обходиться.

В основе привычки к курению лежат индивидуально-различные мотивы, основанные на комплексе условно-рефлекторных связей, включающих в себя процесс курения и конкретные условия, в которых он происходит и закрепляется в сознании курящего. Например, встав из-за стола после обеда, создавшего ощущение комфорта и насыщения, курящий закуривает, и приятные ощущения от приема пищи относит не на счет нормально идущего пищеварения, а на счет курения.

Это впечатление закрепляется в сознании, и всякий раз после приема пищи курящему хочется курить. У большинства курящих такая привычка входит в распорядок обычной жизни и становится потребностью.

О вреде курения

"Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации". О.Бальзак


Русский критик, философ-материалист Д.И. Писарев говорил: "Усилия благоразумного человека должны направляться не к тому, чтобы чинить и конопатить свой организм, как утлую и дырявую ладью, а к тому, чтобы устроить себе такой образ жизни, при котором организм как можно меньше приходил бы в расстроенное положение, а следовательно, как можно реже нуждался в починке". Никто не желает болеть, но многие не хотят отказаться от вредных привычек и пристрастий, среди которых едва ли не первое место занимает курение.

К сожалению, в наше время оно приобретает характер глобальной эпидемии. По данным ВОЗ каждый день в странах с высоким доходом приобщается к курению 14-15 тысяч детей и молодых людей. В странах с низким и средним уровнем доходов - 68-84 тысячи человек. Около 1,1 миллиарда людей в мире являются курильщиками, к 2025 году ожидается увеличение их числа до 1,6 миллиарда. Курение уже сейчас убивает каждого десятого человека в мире. К 2030 году эта пропорция составит 1 из 6 или 10 миллионов случаев смертей в год. Откуда же и как появилось это пагубное увлечение?

Курение возникло в гибнущих культурах Центральной Америки задолго до эпохи Колумбовых открытий как часть ритуалов поклонения языческим богам ацтеков, которым приносились, в числе даров еще и человеческие жертвы. Спутники Колумба привезли с собой в Испанию небольшие запасы табака и привычку к курению. Эмигранты, побывавшие в Америке, среди прочих диковинок доставили в Европу семена табака и стали разводить эту культуру в Англии. Французский посол в Португалии Жан Нико рекомендовал королеве Екатерине Медичи и ее сыну пилюли табака от головной боли. По фамилии этого дипломата и было названо его основное действующее начало - никотин. В XVI - XVII веках происходило широкое распространение курения в Европе и в странах, связанных с ней торговыми отношениями.

После первого знакомства России с табаком, которое устроили английские купцы во времена Ивана Грозного, табак довольно быстро попал в опалу. Дело в том, что именно курение послужило причиной сильнейшего пожара в Москве в 1634 году.

После этого за табак полагалась смертная казнь, но на деле все ограничивалось подрезанием носа и ушей. В 1646 году царь Алексей Михайлович решил заработать на продаже табака и снова разрешил курение. Однако через три года либеральное начинание кануло в Лету. Благодаря лобби патриарха Никона, Соборное уложение приказало, не взирая ни на что наказывать за "богомерзкое зелье" битьем батогами, ссылкой и вырыванием ноздрей.

Закон Никона был отменен лишь во времена Петра I. В своем указе 1697 года юный царь снял запрет с курения, легализовал табак и приказом установил правила его распространения. Благодаря Петру был введен единый стандарт качества, появились плантации на Украине и табачные мануфактуры.

Потом, в середине XIX века, чиновники снова запретили курить. Однако ограничение только лишь привело к многочисленным пожарам, потому что при виде полиции курильщики бросали папиросы куда попало, в результате чего ограничения вновь были сняты.

Профессор Цюрихского университета Бинер писал: "Тревожные вести! Если 100 лет назад возникла волнующая тема "Табак и женщина", а 50 лет назад тема "Табак и юношество", то сейчас еще более сенсационной является тема "Табак и дети"".

Так в чем же заключается опасность табакокурения? Давайте вместе рассмотрим некоторые факты. Прежде всего, страдает дыхательная система - входные ворота табачного облака. Многие курильщики ощущают першение в горле, испытывают приступы кашля, особенно по утрам, охриплость голоса. Курение способствует развитию бронхитов, трахеитов, эмфиземы легких и пневмосклероза, ухудшает течение туберкулеза. Самое тяжелое заболевание как последствие курения - рак легких. "Органами-мишенями", наряду с наиболее важным - легкими, являются полость рта, гортань, глотка, пищевод, поджелудочная железа, почки, мочевой пузырь. Трудно назвать какое-либо вещество или процесс с таким широким спектром поражения. Но курящий человек отравляет не только себя, а еще и окружающих. Термины "пассивное курение" или environmental tobacco smoke, что можно перевести как "табакокурение из окружающей среды", характеризуют такое воздействие. Находясь в течение одного часа в сильно прокуренном помещении некурящий может получить столько же никотина, как при выкуривании двух-трех папирос. Еще великий Гете писал: "Курильщики повсюду отравляют воздух и душат порядочного человека, который не может оправдать курение".

Сердечно-сосудистая система также подвержена влиянию табачного дыма. Его воздействие способствует спазму сосудов, снижению их эластичности, учащению сердечных сокращений, повышению артериального давления, развития атеросклероза, стенокардии, инсультов.

Доказана связь курения с одним из наиболее тяжелых поражений сосудов - эндоартериитом. Нервная система. Большинство курильщиков могут вспомнить отрицательные ощущения после первой сигареты: головную боль, головокружение, тошноту, кашель и т.д. - это организм активно защищается от токсинов табачного дыма. Однако в дальнейшем у курильщиков вырабатываются привыкание и вредные для здоровья условные рефлексы. Курение действительно снимает чувство усталости, вызывает возбуждение. Развивается зависимость, которая часто недооценивается молодыми людьми. От 50 до 75% курильщиков в США пробовали отказаться от курения, но потерпели неудачу. В результате перевозбуждения может наступить угнетение и истощение ЦНС, снижение памяти и внимания.

Часто говорят: "Я курю, чтобы не поправиться". Да, но какой ценой?! Курение действительно способствует снижению аппетита, а также снижению перистальтики, развитию язвенной болезни, страдает печень, поджелудочная железа. При курении ухудшается функция анализаторов: понижается вкусовая рецепция, притупляется ощущение горького, соленого, кислого, сладкого. Снижается слух и ухудшается зрение. Поражается сетчатка, нарушается цветоощущение, повышается внутриглазное давление. Ухудшается течение многих кожных заболеваний.

Было отмечено отрицательное влияние курения на эндокринную систему, ухудшение функции щитовидной железы, надпочечников и половых желез.

Табак относится к семейству пасленовых. При курении происходит сухая перегонка табака, при этом выделяется никотин, пиридиновые основания, синильная кислота, окись и двуокись углерода, сероводород, аммиак, формальдегид, анилин, сажа, эфирные масла, канцерогенные полициклические углеводороды и другие активные химические соединения.

Американские специалисты Редфорд и Хант указывали, что курящие люди взрывают "полониевые бомбы". При курении выделяется полоний -210, испускающий а-частицы, радиоактивные изотопы свинца и висмута, в результате чего у заядлых курильщиков доза облучения может превысить допустимую для профессионалов, работающих с источниками ионизирующего излучения. Естественно, такая радиационно-химическая атака оказывает разрушительное действие на организм.

Вы выкуриваете пачку сигарет в день? А вы знаете, что это равнозначно двадцати сделанным флюорографиям? Это в день, а в неделю, а за год? Считайте сами.

О вреде курения говорят давно, убедительно и : безрезультатно. Девять из десяти курильщиков считают курение безобидной привычкой, общепринятой в современном обществе. Мало кому помогут избавиться от табачной зависимости и многочисленные унизительные факты. Например, то, что Адольф Гитлер признавал курение (наряду с пьянством, внедрением порнографии и разрешением абортов) сильнейшим орудием порабощения народа на завоеванных территориях его же собственными руками. "Никаких прививок, никакой гигиены, только водка и табак!" - декларировал он в 1942 году.

Когда Вы бросите курить...

...через 20 минут- после последней сигареты артериальное давление снизится до нормального, восстановится работа сердца, улучшится кровоснабжение ладоней и ступней.

...через 8 часов- нормализуется содержание кислорода в крови.

...через 2 суток- усилится способность ощущать вкус и запах.

...через неделю- улучшится цвет лица, исчезнет неприятный запах от кожи, волос, при выдохе.

...через месяц- явно станет легче дышать, покинут утомление, головная боль, особенно по утрам, перестанет беспокоить кашель.

...через полгода- пульс станет реже, улучшатся спортивные результаты - начнете быстрее бегать, плавать, почувствуете желание физических нагрузок.

...через 1 год- риск развития коронарной болезни сердца по сравнению с курильщиками снизится наполовину.

...через 5 лет- резко уменьшится вероятность умереть от рака легких по сравнению с теми, кто выкуривает пачку в день.

 

Как научиться отказываться от наркотика

Слово "наркотик" происходит от греческого слова "нарке", которое означает "сон". Словом "наркотики" раньше называли те вещества, которые использовались в медицинских целях для усыпления пациентов, то есть для наркоза - опиаты, эфир, барбитураты.

Однако впоследствии наркотиками стали называть и многие другие средства, вызывающие сильную зависимость, которые иногда имеют не усыпляющий, а прямо противоположный эффект. При этом все виды наркотиков влияют на рассудок и поведение человека. В связи с этим табак не считается наркотиком, хотя он и вызывает зависимость.

Сегодня наркотики распространились по всему миру и повсюду оставляют после себя социальное неблагополучие, нищету, преступность, болезни и смерть. Прежде всего, этим бедам подвержена молодежь.

Для того чтобы не поддаться влиянию наркоторговцев, нужно овладеть навыком говорить "нет".

Настойчивость - главный навык, без которого немыслимо уверенное поведение. Овладение этим навыком предполагает ясное осознание своих целей, сохранение цели, несмотря на возможное давление и манипулятивное поведение партнёра или партнёров. Отчего обычно сдаётся человек, когда он вначале говорит "нет", а потом меняет своё решение. Почему вы соглашаетесь пойти с другом (с подругой), хотя это не входило в ваши планы?

Резюме:

Вы соглашаетесь, поскольку на все ваши "нет" у него (неё) находится больше доводов (поведенческих реакций), чем у вас. И если вы будете придерживаться своей линии поведения, не отвлекаясь от своей цели, вы, в конце концов, исчерпаете его возможности воздействия на вас.

Постоянно повторяйте то, что вы хотите, при этом говорите это спокойным тоном.

Основная трудность, с которой необходимо научиться справляться, - это почти автоматическое желание отвечать на всё, что предлагает оппонент, и тем самым пускаться в оправдания, при этом возможно появление чувства вины, если оправдание, как вам кажется, будет не очень убедительным.

Не отвечайте автоматически на высказывания вашего собеседника. Ваш оппонент, таким образом, может найти ваше слабое место и начать манипулировать вами.

Метод "заигранная пластинка". Отвечать 1-2 стандартными фразами, например: "Я понимаю, о чём вы говорите, но :." или "Я вижу, что вы предлагаете, но:..". и т.д.

  1. 50 способов сказать "Нет".
  2. Спасибо. Я буду рад этим воспользоваться, как только мне это понадобится.
  3. Я больше в этом не нуждаюсь.
  4. Я не курю.
  5. Не похоже, чтобы мне сегодня стало от этого хорошо.
  6. Я не собираюсь загрязнять организм.
  7. Я не в настроении, поэтому не хочу сегодня это пробовать.
  8. Не сегодня (или не сейчас).
  9. Я не думаю, что мне стоит начинать до тех пор, пока я не буду иметь своих денег.
  10. Нет, не хочу неприятностей.
  11. Сейчас не могу. Моя мать нюхает меня, когда я прихожу домой.
  12. Когда мне понадобится это, я дам тебе знать.
  13. Мои родители меня убьют.
  14. Я таких вещей боюсь.
  15. А почему, как ты думаешь, эту штуку называют дурманом?
  16. Когда-нибудь в другой раз.
  17. Эта дрянь не для меня.
  18. Нет, спасибо.
  19. Если тренер узнает, он заставит меня бежать 20 кругов.
  20. В последний раз, когда мать застала меня за курением, мне не давали денег 6 месяцев (2 года и т.д.).
  21. Меня посадят на мель, если плохо буду следить за своей маленькой сестрой; ненавижу думать о том, что случится, если мама застанет меня за курением (выпивкой и т.д.).
  22. Нет, спасибо, у меня и так хватает неприятностей с родителями.
  23. Не думаю, что я достаточно об этом знаю.
  24. Нет, спасибо, я дождусь, пока мне это будет разрешено законом (по возрасту).
  25. Ты надо мной смеешься. Меня не выпускают из дома, даже если от меня пахнет сигаретным дымом после того, как я был рядом с курящими людьми.
  26. Нет, спасибо. У меня и так ужасные оценки.
  27. Я за витамины!
  28. Нет, спасибо, препаратов не хочу.
  29. Я и без этого превосходно себя чувствую.
  30. Нет, спасибо, у меня завтра контрольная работа за четверть, мне сегодня вечером надо подготовиться.
  31. Нет, спасибо, у меня на это аллергическая реакция!
  32. Я вчера поздно лег спать, у меня и без этого красные глаза.
  33. Нет, я за рулем.
  34. Нет, мне понадобится все мозги, какие есть.
  35. Нет, спасибо, это опасно для жизни.
  36. Я пытаюсь сколотить легкоатлетическую команду, и я слышал, что дым вредит легким.
  37. Ты с ума сошел (сошла)?! Я даже не курю.
  38. Эти химические радости не для меня.
  39. Нет. Я это пробовал не один раз, и мне это не понравилось.
  40. Мне не хочется умереть молодым.
  41. Нет, я и так много воюю со своими родителями.
  42. Нет, когда-нибудь я захочу создать свою здоровую семью.
  43. Нет, спасибо, я только что прочел статью о вредных эффектах этого.
  44. Я хочу быть здоровым.
  45. Это мне ничего не дает.
  46. Сейчас аллергический сезон, а у меня и без этого красные глаза.
  47. Нет, спасибо, я слышал, что от этого глаза краснеют.
  48. У меня завтра большая контрольная, и я хочу хорошо запомнить то, что сегодня буду учить.
  49. Я начинаю вести себя глупо, когда курю (пью и т.п.).
  50. Меня до сих пор контролируют, после того как мама в последний раз поймала меня за этим, а это было 2 года назад!
  51. Я цыпленочек? Где ты видишь на мне перья?

Как вырабатывать уверенность в себе

  • Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и соответственно сформулируйте свои цели.
  • Решите, что для вас ценно, во что вы верите, какой вы хотели бы видеть свою жизнь. Проанализируйте свои планы и оцените их с точки зрения сегодняшнего дня, так, чтобы воспользоваться этим, когда наметится прогресс.
  • Докопайтесь до корней. Проанализировав свое прошлое, разберитесь в том, что привело вас к вашему нынешнему положению. Постарайтесь понять и простить тех, кто заставил вас страдать или не оказал помощи, хотя и мог бы. Простите себе самому прошлые ошибки, заблуждения и грехи. После того как вы извлекли из тяжких воспоминаний хоть какую-то пользу, забудьте о них и не возвращайтесь к ним. Дурное прошлое живет в вашей памяти лишь до той поры, пока вы его не изгоните. Освободите лучше место для воспоминаний о былых успехах, пусть и небольших.
  • Чувства вины и стыда не помогут вам добиться успеха. Не позволяйте себе предаваться им.
  • Не забывайте, что каждое событие можно оценить по-разному. Реальность - это не то, что каждый по отдельности видит, это не более чем результат соглашения между людьми называть вещи определенными именами. Такой взгляд позволит вам терпимее относиться к людям и более великодушно сносить то, что может показаться унижением.
  • Никогда не говорите о себе плохо; особенно избегайте приписывать себе отрицательные черты - "глупый", "уродливый", "неспособный", "невезучий", "неисправимый".
  • Ваши действия могут подлежать любой оценке, если они подвергаются конструктивной критике - воспользуйтесь этим для своего блага, но не позволяйте другим критиковать вас как личность.
  • Помните, что иное поражение - это удача; из него вы можете заключить, что преследовали ложные цели, которые не стоили усилий, а возможных последующих более крупных неприятностей удалось избежать.
  • Не миритесь с людьми, занятиями и обстоятельствами, которые заставляют вас чувствовать свою неполноценность. Если вам не удается изменить их или себя настолько, чтобы почувствовать уверенность, лучше просто отвернуться от них. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на уныние.
  • Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что вам по душе, наедине с самим собой. Так вы сможете лучше себя понять.
  • Практикуйтесь в общении. Наслаждайтесь ощущением той энергии, которой обмениваются люди - они такие непохожие и своеобразные, ваши братья и сестры. Представьте себе, что и они могут испытывать страх и неуверенность, и постарайтесь им помочь. Решите, чего вы хотите от них и что можете им дать. А затем дайте им понять, что вы открыты для такого обмена.
  • Перестаньте чрезмерно охранять свое "Я" - оно гораздо крепче и пластичнее, чем вам кажется. Оно гнется, но не ломается. Пусть лучше оно испытает кратковременный эмоциональный удар, чем будет пребывать в бездействии и изоляции.
  • Выберите для себя несколько серьезных отдаленных целей, на пути к которым необходимо достижение целей более мелких, промежуточных. Трезво взвесьте, какие средства необходимы для того, чтобы достичь этих промежуточных целей. Не оставляйте без внимания каждый свой успешный шаг и не забывайте подбодрить и похвалить себя. Не бойтесь оказаться нескромным, ведь вас никто не услышит.
  • Вы - не пассивный объект, на который валятся неприятности, не травинка, которая с трепетом ждет, что на нее наступят. Вы - вершина эволюционной пирамиды, вы - воплощение надежд ваших родителей, вы - образ и подобие Господа. Вы - неповторимая личность, активный творец своей жизни, вы повелеваете событиями. Если вы уверены в себе, то препятствие становится для вас вызовом, а вызов побуждает к свершениям. И застенчивость отступит, потому что вы, вместо того чтобы беспокоиться, как вам жить, погружаетесь в самую гущу жизни.

 

Обаяние как помощник в общении

Что же помогает человеку в его общении с другими людьми? На что ему опираться? Секрет удачного общения в обаянии.

"Обаяние" - понятие весьма неоднозначное. Есть, например, обаяние молодости, о котором сам молодой человек либо девушка даже не задумываются. Блеск глаз, живость движений, непосредственность реакций, некоторая наивность и горячность суждений - вот и все необходимое для того, чтобы иные люди воспринимали юного знакомого или знакомую как обаятельное существо, которому простительны даже дерзкие речи и необдуманные поступки. Есть обаяние эффектной внешности, обаяние юмора и обаяние серьезности, обаяние интеллигенции и обаяние неудержимой силы...

Не каждому дано быть всесторонне обаятельным. Обаятельный рассказчик тоже большая редкость. Существует даже термин фасцинация, переводимый как "завораживание". Среди способов фасцинации выделяют, прежде всего, особый взгляд (он должен быть прямым, лучистым, если и твердым, то теплым), особый голос (богатый в тембровом отношении, гибкий по модуляциям), особый ритм речи (подобный хорошему музыкальному ритму, то возбуждающий, то успокаивающий, но не наскучивающий). Весьма важен смысловой зачин рассказа - этим можно сразу завоевать внимание слушающих.

Обладая хорошим умом, человек может быть обаятельным рассказчиком даже при невзрачной внешности, скрипучем голосе, несовершенной дикции и однообразной ритмике речи. Ну, а если вдобавок ему доступна вся палитра внешних средств фасцинаций? Тогда это подлинный дар.

Почти у каждого человека есть возможность стать обаятельным собеседником. Для этого необходимо всего лишь одно: умение слушать. Хорошо слушает тот, кто понимает собеседника. Мы не всегда умеем понять другого, но всегда должны настроить себя так, чтобы хотеть этого. Если вы способны к этому - и притом не только с начальством или авторитетным лицом, но даже с набедокурившим подростком, - значит, окружение считает вас обаятельным собеседником. Или, по меньшей мере, у вас есть шансы им стать. Справедливое, терпеливое и доброжелательное отношение к другому - вот он, "секрет" обаяния, который не надо искать в лабораторных колбах.

У обаяния есть свои правила. Обаятельный от природы человек их соблюдает, но делает он это несознательно, на уровне интуиции. Можно же сознательно научиться развить в себе обаяние, используя следующие подсказки.

  • Подсолнухи тянутся к солнцу, поворачиваясь за ним по ходу движения светила по небосклону. Если вы хотите, чтобы люди тянулись к вам с искренним дружелюбием, не жалейте для них тепла и света своей души, проявляйте к ним сердечный интерес, не ограничивайтесь при встрече формальным вопросом "Как дела?".
  • Каждый, сделавший доброе дело, втайне мечтает, чтобы оно не осталось незамеченным. Искренняя похвала поможет ему ощутить чувство собственной значимости и не останавливаться на достигнутом. Научитесь замечать доброе у окружающих и не стесняйтесь говорить об этом вслух. Добрых дел будет гораздо больше.
  • Можно экономить на покупках, но никогда не следует скупиться на искреннюю похвалу, если человек этого достоин.
  • Знаменитый клоун Карандаш ездил по арене на ослике, перед носом которого висела привязанная морковка. Ослику очень хотелось полакомиться морковкой, но он никак не мог достать ее и поэтому бежал вперед, полагая, что вот-вот удастся откусить кусочек. Путешествие Карандаша всякий раз заканчивалось тем, что он отдавал ослику вожделенную морковку. Используйте прием Карандаша. Если вы хотите чего-то добиться от человека, постарайтесь сделать так, чтобы он сам захотел этого, а задача, которую вы ставите перед ним, казалась ему интересной и нетрудной.
  • Если с человеком случилась неприятность или он чем-то недоволен, ему нужно выговориться. Если вы в чем-то провинились, дайте вашему критику возможность высказать о вас все, что он думает, не перебивайте и не спорьте. На ваших глазах он станет мягче. Если вы еще и согласитесь с его доводами, он наверняка проявит готовность простить вас. Не забывайте, что повинную голову меч не сечет. Кипящий чайник будет кипеть до тех пор, пока в нем не выкипит вода или его не уберут с огня. Оба варианта неплохи. Но второй оптимальнее. Если вы уберете огонь, признаете свою вину, чайник прекратит кипение гораздо раньше.
  • Известный физик Ландау заметил однажды: "Помните, ваша биография интересует только вашу жену". Если вы хотите прослыть хорошим собеседником, не распространяйтесь о своих делах и заслугах, а, всячески поощряйте людей рассказывать о самих себе. Не ведите с математиком бесед о сахарной свекле, если, конечно, это не хобби математика. Даже если вы не очень сильны в интегралах, но они представляют большой интерес для собеседника, дайте ему возможность рассказать вам о них.
  • Когда о ком-то говорят "Он скучный", это означает, что человек может говорить о чем угодно, только не об интересах и увлечениях своих собеседников. Не будьте скучными!
  • Любой приказ унижает. Ибо предполагает, что тот, кто его отдает, умнее исполнителя. Каким бы замечательным человеком вы ни были, прежде всего вы думаете о себе, а уж потом о других. Судьба человечества порой волнует вас меньше, чем собственное больное горло. А тот, кто отдает приказ, не думает о вашем больном горле и потому не вызывает у вас добрых чувств и стремления выполнить приказ хорошо. Но как только начальник подумает и позаботится о вашем горле, он превратится в вашего доброжелателя и друга, и вы готовы будете для него на все.
  • Никогда не забывайте, что в споре так или иначе вы критикуете позицию оппонента, тем самым унижая его и демонстрируя свое превосходство. Быть в роли униженного не нравится никому, включая и вас. Заметив чужую ошибку, не всплескивайте руками и не надувайтесь всезнайкой - индюком. Сообщите об этом в косвенной форме, предварительно выразив сомнение в собственной правоте. Дайте человеку возможность самому заметить и исправить свой промах. Если он исправил ошибку, не замечайте того, что ранее он был не прав, подчеркните, что новый результат относится исключительно к его заслугам. В итоге вы добьетесь правильного результата и не лишитесь доброго расположения к себе.
  • Если вы просите человека что-то сделать для вас и заранее даете понять, что сомневаетесь в качественном исполнении, ждите провала. Выразите уверенность, что все будет выполнено на должном уровне, - шансы, что так и случится, резко возрастут.
  • Научитесь ставить себя на место других. Это поможет смотреть на вещи глазами окружающих, и чужие ошибки уже не покажутся вам чересчур большими, ибо при данных обстоятельствах и вы могли бы совершить их. Не забывайте, что в сочувствии нуждается не только ребенок, разбивший о порог коленку, но и любой взрослый человек.
  • Каждый, кто сделал для вас доброе дело, имел полное право его не делать. Но раз он все-таки сделал, то заслуживает искренней благодарности. Поблагодарив кого-то, вы тем самым подчеркиваете благородство совершенного им поступка и стимулируете к новым добрым делам.
  • Не пользуйтесь объективными "рычагами власти", ибо рано или поздно обстоятельства меняются и эти рычаги могут оказаться в других руках; тогда вы не получите ничего, кроме мести.
  • Будьте снисходительны к чужим недостаткам, не придирайтесь и не пытайтесь переделать ни собственную жену, ни своего подчиненного. Создайте такую обстановку, чтобы они сами захотели исправить свои недостатки и были заинтересованы в этом намного больше вас.
  • Не забывайте про дни рождения своих друзей и знакомых. Возможно, в этом случае вам не придется отмечать свой день ангела в одиночестве.
  • Научитесь признавать собственную неправоту. Это быстро снимает напряжение и не вызывает у окружающих отрицательной реакции по отношению к вам. Тот, кто признает свои ошибки, избавляет себя от критики и недовольства.

Можно не утруждать себя запоминанием всех этих правил. Достаточно применять лишь одно: поступайте с другими так, как вы хотели бы, чтобы другие поступали с вами.

Рекомендации по избавлению от застенчивости

Если вы безнадежно застенчивы и общение с людьми для вас в тягость, попробуйте провести несколько "упражнений", помогающих развить способность взаимодействия с людьми.

1) Часто ли прохожий обращается к вам с вопросом, как пройти, проехать и т.п.? Если это случается крайне редко, значит, у вас угрюмое, злое, надменное или замкнутое выражение лица. Вы отгораживаетесь от людей: это ваше дело, но учтите, что в ответ они невольно станут отгораживаться и от вас и не будут чувствовать никакой охоты содействовать вам.

УПРАЖНЕНИЕ. Утром чуть подольше задержите взгляд на своем отражении в зеркале. Покажите себе язык, это вас рассмешит, и вы улыбнетесь. Стоп! Именно такое, а не "казенное" лицо должно быть у вас в течение дня. Обещайте это себе, прежде чем выйти на люди.

2) Замечаете ли вы лица людей в автобусе, поезде? Если нет, то вы слишком поглощены собой. Это нехорошо не только по этическим соображениям, но и по житейским. Вы не сумеете, когда это понадобится, реально оценить чувства и намерения собеседника. Свои домыслы, предвзятые представления легко примете за "действительность".

УПРАЖНЕНИЕ. Находясь в транспорте, приглядитесь к кому-либо невдалеке. Сделайте это деликатно, "вполглаза": человека раздражает, когда его изучают в упор. Если он перехватил ваш взгляд, немедленно отвернитесь! Теперь, не глядя, воспроизведите в памяти это лицо. Вообразите его себе веселым, добродушным, например, во время дружеской вечеринки. Представьте себе обратное: как выглядит этот человек в гневе, раздражении. Если ваш спутник все же задет и вызывающе поглядывает на вас, дружески улыбнитесь ему и отвернитесь снова. Вы больше не имеете права смотреть в его сторону - разве что, если решили завязать знакомство.

3) Умеете ли вы слушать, что говорят другие? Вопрос может показаться странным: раз я с кем-то беседую, значит, слышу его. Но умеете ли вы слушать, думая о нем, а не о себе? Если нет, то в вашей жизни нередки мелочные, досадные ссоры, "недоразумения", о которых стыдно потом вспоминать:

УПРАЖНЕНИЕ. В приятельской компании, где вы обычно говорите все, что взбредет на ум, измените как-нибудь своей привычке перебивать и молча послушайте другого. Слушая, думайте: "Почему он это говорит? Весел или прикидывается? Грустен или интересничает? А если изображает из себя что-то - зачем?" Вообразите, что он - это вы; представьте себе, каким вы выглядите сейчас в его глазах. Во что бы то ни стало настройтесь таким образом, чтобы мысленно не осуждать человека и не чувствовать "превосходства" над ним, - просто старайтесь понять его душевное состояние.

Между прочим, если вы будете практиковаться в этом, вскоре многие начнут льнуть к вам, все больше радоваться встрече с вами.

4) Способны ли вы эмоционально согреть собеседника, то есть вести себя так, чтобы он держался в вашем присутствии доверчиво, непринужденно, сердечно? Если не умеете, то, по-видимому, ваши отношения - даже с друзьями - "формальны". В них есть (при всей доброжелательности) какая-то скованность, неестественность, неискренность. И когда кому-то из вас плохо, он не ищет встречи с другим.

УПРАЖНЕНИЕ. Присматривайтесь к тому, как люди работают, и не упускайте случая выразить им свое одобрение. Например, вы видите, как продавщица быстро и точными движениями нарезает сыр. Скажите ей негромко что-нибудь в таком роде: "Ловко это у вас получается!" Вы стеснительны, но преодолейте себя и все-таки скажите. Можно понять, что вас смущает. К сожалению, при ускоренном ритме нашей городской жизни, при этой калейдоскопической смене лиц в толпе мы отвыкаем говорить друг другу приятное, и каждый настроен услышать скорее резкость. Поэтому доброе слово может даже насторожить продавщицу. Не исключено, что она подумает: "Что ему от меня надо?" Пусть вас это не беспокоит: вы-то знаете, что вам ничего не надо.

Конечно, такое упражнение еще не научит вас тонкому искусству эмоциональной поддержки. Но оно "проторит тропку" в этом направлении. Вы избавитесь от ненужного навыка скрывать положительное отношение к человеку.

Как правильно сдать сессию

Сессия - это напряженное время в жизни каждого студента. Главное - правильно распределить свои силы и время. Мы предполагаем, что то время, которое отведено вам до экзамена или зачета, вы не зубрите весь материал, а повторяете то, что учили в течение всего семестра. Но, как правило, мало кто из студентов так поступает, большинство активно грызет гранит науки, пытаясь враз выучить весь материал за прошедший семестр.

Теоретически запомнить материал, не понимая его, возможно. Но это значительно сложнее, чем понять предмет. Первое, что нужно для удачной подготовки к экзамену, - обложиться конспектами лекций, учебниками, текстами монографий и статей, в том числе из Интернета. В каждом источнике выделить главное и обязательно записать своими словами. Если в источниках есть схемы или рисунки, их выписываем в первую очередь, если нет - по возможности, составляем сами. Второй шаг - работаем с просеянной информацией. Вникаем в каждую мысль и пытаемся связать их между собой. К первоисточникам стоит обращаться только в том случае, если совсем не получается разобраться. Из вторичных текстов нужно снова делать выжимки. В результате вы усваиваете информацию на уровне самого главного. Запомните: ваше желание заучить все - это глупость!

Как правильно запоминать материал? Вообще-то, если хорошо вникнуть, "вгрызться" в материал, то можно запомнить его и с одного раза, но, предположим, это не удалось. Мы советуем с каждым разом увеличивать промежуток до следующего повторения. К примеру, прочитали материал сейчас, потом - через пять часов, затем - через 12, позже - через 26: Этот метод эффективнее общепринятых (повторение через равные интервалы или многократное - накануне экзамена) на 20 - 30 %. Секрет в том, что после каждого повторения начинается забывание, которое с каждым разом идет медленнее. Так вот, повторять материал нужно тогда, когда вы его еще помните. А типичная ошибка студента в том, что он начинает повторять тогда, когда забыл, тем самым как бы начиная с нуля!

Многие студенты предпочитают заниматься во второй половине дня и даже за полночь. Это неправильно! После 22 - 23 часов у подавляющего большинства людей наступает жуткий спад интеллектуальных и памятийных функций. Если уж не успели выучить до 22, а завтра - экзамен, лучше лечь спать, а проснуться в четыре-пять утра. В это время вы усвоите материал намного лучше, чем ночью!

Чтобы запомнить информацию как можно лучше, нужно подключить к делу все каналы восприятия. Первый канал - зрительный (читаем), второй - двигательный (для этого нужно писать: записанное слово запоминается намного лучше, чем просто увиденное). Наконец, обязательно надо проговаривать то, что вам нужно запомнить, вслух. Еще хорошо, если Вы основные вопросы запишете на листочке кратко, в виде плана ответа. В чем преимущество такой шпаргалки: даже если вас и "застукают" с ней на экзамене, сурово не накажут.

Как настроить себя на нужный лад? Перед экзаменом накапливается множество различных дел, которые, кажется, необходимо сразу все выполнить, главное не паникуйте, выпишите их на листок бумаги в зависимости от срочности и важности. Начните с более простых и легко выполнимых, постепенно переходя к более сложным.

Обязательно ходите на консультации перед экзаменом - это возможность повторить наиболее сложные билеты и задать вопросы преподавателю.

Постарайтесь во время подготовки убрать все, что может отвлечь ваше внимание (отключить Интернет, мобильный телефон, компьютер, телевизор) и полностью сосредоточиться на учебе.

Стоит обратить внимание и на то, что вы едите. Не рекомендуется принимать тяжелую, жирную пищу, лучше замените ее йогуртами, печеньем, свежими овощами и фруктами. Хорошо пить сладкий чай, есть мед. Можно и шоколад, но без злоупотреблений: он, как и кофе, будет мешать сну. При подготовке к экзамену обязательно хорошо поспать, причем даже полезно спать час или два днем. И, конечно, важно помнить, что у мозга есть два главных врага - курение и алкоголь.

Как себя вести во время экзамена? Одеваясь на экзамен, избегай ярких цветовых сочетаний в одежде. Тут хорошо работает закон: "Ничего лишнего".

Когда лучше заходить первым или последним? Как вам комфортнее, но стоит помнить, что последним идти хуже всего. Во-первых, сам перегоришь. Во-вторых, некоторые студенты рассчитывают на то, что преподаватель устал и будет их подгонять. Это ошибка, последнему зачастую достается больше. С последними студентами или времени не хватает, или еще что-то, и преподаватель может более поверхностно к ним отнестись, предлагая прийти в следующий раз.

Как более эффективно подготовиться к ответу на экзамене:

  • Взяв билет, ознакомьтесь с вопросами и начинайте готовиться с того вопроса, выполнять то задание, которое, пусть совсем ненамного, но для вас легче.
  • Напишите примерный план ответа карандашом на чистом листе бумаги. Составьте список всех нюансов, которых вы хотите коснуться в своем ответе. Пишите даже то, что может вначале показаться ненужным, это поможет вам в процессе письма припомнить еще какие-нибудь факты. Если вам удастся это сделать, вы сразу почувствуете некоторое облегчение.
  • Составление этого небольшого плана, возможно, займет у вас минут 20-25, и вы можете заметить, что многие вокруг уже отложили свои листочки в сторону. Не делайте так: это может потом выйти вам боком. Если есть возможность, прикрепите листок со своим планом к листку с экзаменационными вопросами, и экзаменатор увидит, что вы дали себе труд написать план ответа заранее и что у вас методический склад ума. Когда пройдет 25 минут, вы можете распрямиться и расслабиться, потому что фактически вы уже ответили на вопросы и все, что осталось сделать, - это переписать все начисто. Пока будете переписывать, в голову могут прийти новые мысли, которые позволят шире раскрыть план, написанный карандашом.
  • Сократите работу экзаменатора. Он или она зачтут это в ваш актив, если вашу работу будет легко читать и делать в ней пометки. Понятный и четкий почерк просто необходим.
  • Если возможно, сформулируйте краткий ответ на весь вопрос в первом же предложении первого параграфа. Таким образом, вы дадите экзаменатору возможность понять, что смысл вопроса вам ясен и вы имеете правильное представление о предмете.
  • Если вопрос состоит из нескольких частей, выделите каждую из них и подчеркните подзаголовки: тогда экзаменатор сможет быстро просмотреть вашу работу и сразу увидит, что вам есть что сказать по каждому пункту.
  • Если вы ведете речь о каких-то гипотезах или включаете в свой ответ даты тех или иных событий, подчеркните их тоже: знание дат сразу бросается в глаза экзаменатору.
  • Удостоверьтесь, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение. Если вы пишете эссе, то во вступлении надо перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, потом в основной части работы надо детально развернуть всю проблему, а в заключении придать ходу своих мыслей завершенность и поставить точку.

Лучше всего обратиться к экзаменатору словами: "План моего ответа:" Дальше перечисляете все, о чем собираетесь рассказать. Какой бы вопрос ни был задан, экзаменатор уже чувствует, что вы знаете на "пятерку". Разумеется, план ответа должен быть очень хорошо продуман. Второе, в процессе подготовки к ответу обязательно сделайте какие-то рисунки, схемы или таблицы. Экзаменатор сразу оценит вашу понятливость, логичность мышления и умение четко излагать мысли. Увы, студент, даже очень хорошо знающий материал, чаще всего садится и начинает просто тараторить. Есть свои секреты и в подаче материала. Специалисты рекомендуют обязательно выделять в речи основные мысли, четко структурировать ответ: первое, второе, третье.

По поводу подготовки студентов к экзаменам много шуток, вот одна из них:

Студента спрашивают: "За какой период времени вы выучите китайский язык?" Студент, почесав затылок, переспрашивает: "А когда сдавать?"

Так что, нет безвыходных ситуаций, есть неправильный подход к ним.

Желаем вам всем удачи и "Ни пуха вам, ни пера"!