Обучающимся

ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет

УрГУПС

WorldSkills

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия: 8-800-250-42-00

Электромеханический факультет

Без электромеханического факультета невозможна сама история нашего вуза. Его имя определило название всего института - Уральский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта.

Декан ЭМФ

Цихалевский Игорь Станиславович
к.т.н., доцент
Электромеханический факультет, Деканат ЭМФ
Внешний телефон: (343) 221-24-21 4-95-11
Внутренний телефон: 52-94
Аудитория: Б2-37
Email: ITsihalevsky@usurt.ru
Заместитель декана ЭМФ по учебной работе

Пышный Игорь Михайлович
к.т.н., доцент
Электромеханический факультет, кафедра "Электрическая тяга"
Внешний телефон: (343) 221-24-21, 4-95-11
Внутренний телефон: 52-44
Аудитория: Б2-39
Email: IMPyishnyiy@usurt.ru
Заместитель декана ЭМФ по воспитательной работе

Бондаренко Анна Викторовна
Старший преподаватель
Электромеханический факультет, кафедра "Электрические машины"
Внешний телефон: (343) 221-24-21, 4-95-11
Внутренний телефон: 52-44
Аудитория: Б2-39
Email: ABondarenko@usurt.ru

Общая информация

Информация о факультете

Без электромеханического факультета невозможна сама история нашего вуза. Его имя определило название всего института - Уральский электромеханиче-ский институт инженеров железнод орожного транспорта. Электромеханический факультет (ЭМФ) создан в июне 1958 г.

Начавшийся в середине 50-х годов процесс широкой электрификации железнодорожного транспорта в стране потребовал массовой подготовки инженеров по специальности "локомотивы" (специализация "электровозы и электропоезда") и "электроснабжение железнодорожного транспорта" (специализация "электроснабжение электрифицированных железных дорог"). Решить эти задачи должен был новый факультет. С первых дней своего существования и по настоящее время главная цель факультета - дать своим выпускникам инженерное образование широкого профиля. Для этого на базе общенаучных и общетехнических дисциплин ("высшая математика", "теоретические основы электротехники", "электрические измерения", "электрические машины" и т.д.) студенты изучают электронную и преобразовательную технику, тяговые подстанции, электрооборудование электровозов и электропоездов, автоматизацию и телеуправление устройствами энергоснабжения, теорию электрической тяги, динамику электроподвижного состава, механическую часть электроподвижного состава, безопасность движения и автотормоза, релейную защиту электроснабжения железных дорог, моделирование работы системы электроснабжения, электромагнитную совместимость.

Факультет располагает оснащенной лабораторной базой с действующей тяговой подстанцией, участком контактной сети, устройствами электронной и преобразовательной техники, серийными тяговыми электрическими машинами, аппаратурой управления и автоматизации электровозов, а также персональными компьютерами и многими другими учебными пособиями и техническими средствами обучения и контроля знаний. Это позволяет проводить занятия на высоком методическом и научном уровне.

Важное место в учебных планах и программах отводится методикам расчета, проектирования и автоматизации электрического подвижного состава и систем электроснабжения железных дорог. Для закрепления теоретического курса студенты выполняют свыше 250 лабораторных работ, 12 курсовых проектов.

На летней практике студенты осваивают технологию производства и содержания электроустановок. Будущие инженеры работают помощниками машинистов электровозов, успешная сдача экзамена по окончании практики дает право управления локомотивом.

Производственная практика проходит на самых современных электровозоремонтных заводах (в Верхней Пышме, Екатеринбурге и на крупнейших магистралях: Свердловской, Горьковской, Южно-Уральской).

Все дипломные проекты выпускников электромеханического факультета содержат технико-экономический расчет по оценке эффективности принятых решений, учитывающий безопасность жизнедеятельности и экологии.

Учебные занятия ведут высококвалифицированные специалисты: 70 % профессорско-преподавательского состава - кандидаты и доктора наук.

Факультет сегодня - это кафедры "Электроснабжение железнодорожного транспорта", "Электрическая тяга", "Электрические машины", "Физика и Химия".

На факультете работают его же выпускники; на кафедре "Электроснабжение железных дорог" - А.Г. Галкин (профессор, ректор университета), А.В. Ефимов (профессор); И.Л. Васильев (доцент, директор Академии корпоративного образования); А.А. Пышкин (профессор); Б.А. Аржанников, д.т.н.; А.И. Штин (доцент, директор Института дополнительного профессионального образования); П.Я. Пятков (доцент); Ю.П. Неугодников (доцент, зав. кафедрой); Э.В. Тер-Оганов (профессор); на кафедре "Электрическая тяга" - И.С. Цихалевский (доцент, декан ЭМФ); В.Р. Асадченко (профессор, д.т.н.); Н.О. Фролов (зав. кафедрой, к.т.н.), В.А, Усов (доцент); М.Г. Дурандин (к.т.н.); Э.И. Бегагоин (доцент); К.А. Стаценко (к.т.н.), на кафедре "Электрические машины" - Е.Б. Азаров (первый проректор университета, к.т.н.); А.В. Бунзя (зав. кафедрой, к.т.н.); В.Ф. Григорьев (профессор); А.П. Сухогузов (профессор).

Деканат, совет факультета, кафедры сохраняют преемственность в учебно-воспитательной работе. За 55 лет развития факультета деканами работали С.П. Дедков, А.Х. Показанов, В.Н. Кабанов, Д.Б. Налбандян, В.И. Зонов, А.А, Пышкин, В.Ф. Григорьев. В настоящее время деканат возглавляет И.С. Цихалевский. Высокий профессионализм, чуткое отношение и требовательность к студентам, опора на кафедры, творческий подход к организации учебного процесса - это те особенности стиля административного руководства, которые объединяют деканов.

На кафедрах определены направления научных исследований: разработка тяговых агрегатов с плавным автоматическим регулированием напряжения и исследование их работы в установившихся и переходных режимах; устройств и систем автоматического контроля геометрических размеров ответственных деталей подвижного состава с использованием средств волоконной оптики; модернизация электровозов постоянного тока, совершенствование их эксплуатации и ремонта; улучшение параметров и характеристик тормозных устройств; разработка автоматической системы контроля за состоянием колесных пар; разработка системы телеизмерений устройств тяговых подстанций железных дорог; защита контактной сети постоянного тока от обжига проводов; внедрение шкафа автоматического управления напряжением ШАУН-5; техническое решение повышения надежности оборудования тяговых подстанций; разработка и внедрение программного комплекса для реализации энергосберегающих технологий при тяге поездов; программного обеспечения капитального ремонта контактной сети; методики и программного обеспечения для автоматизированного выполнения проектно-сметной документации на капитальный ремонт контактной сети; литой трансформатор ОЛ-1,25/27,5 для электроснабжения устройств СЦБ, разработка средств диагностики высоковольтной изоляции электрооборудования.

Приоритет ученых факультета подтвержден рядом блестяще защищенных докторских и кандидатских диссертаций, многими десятками авторских свидетельств на изобретения.

С 1993 года в вузе работает Диссертационный совет по защите кандидатских диссертаций, на котором ученую степень получили: И.С. Цихалевский, М.Г. Дурандин, В.С. Наговицын, М.Н. Трофимов, А.А. Белошевич, Н.О. Фролов, К.А. Стаценко, Е.Б. Азаров, А.В. Бунзя.

В 2002 перед Диссертационным советом по защитам кандидатских и докторских диссертаций "Подвижной состав и тяга поездов, электрификация" защитил диссертацию на соискание докторской степени А.Г. Галкин (ректор университета).

Первые инженеры-электрики - 131 чел. - вышли из стен ЭМФ в 1961 г.; с того времени - 5221 инженер-электрик (и это только по дневной форме), а всего - 8118 чел. (по всем специальностям факультета и формам обучения).

Электромеханический факультет - пионер во всем: он первым перешел на многоуровневую систему подготовки специалистов: бакалавр - инженер - магистр (1992-1993 учебный год). ЭМФ ежегодно принимает 60 % абитуриентов по целевым направлениям от Свердловской, Южно-Уральской и Горьковской железных дорог.

Взаимосвязь с предприятиями не только железной дороги, но и других отраслей, высокий уровень подготовки гарантирует выпускникам факультета интересную и хорошо оплачиваемую работу.

Многие питомцы факультета достигли значительных успехов в научной, научно-административной, административно-хозяйственной и руководящей работе: А.С. Мишарин, первый вице-президент ОАО "РЖД"; М.А. Абдуллаев, начальник Управления социального развития МТ РФ; А.А. Федотов, начальник Департамента электроснабжения ОАО "РЖД"; Н.Т. Шабалин, начальник Департамента кадров и социального развития МТ РФ; Г.Б. Якимов, начальник Департамента электроснабжения МПС; Г.С. Боярских, начальник Департамента вагонного хозяйства МПС; А.П. Мезенцев, начальник Управления охраны труда ОАО "РЖД"; А.С. Богатырев, начальник Северо-Кавказской железной дороги; Е.М. Плохов, начальник Куйбышевской железной дороги; Ю.А. Пикалин, заместитель начальника Свердловской железной дороги; А.П. Редькин, заместитель начальника Свердловской железной дороги; И.О. Набойченко, главный инженер Свердловской железной дороги; Е.С. Ерилин, заместитель начальника Горьковской железной дороги; В.А. Вербицкий, главный инженер службы Свердловской железной дороги; В.Н. Армишев, начальник службы Свердловской железной дороги и другие.

С 2011 года факультет объявляет набор на следующие направления подготовки бакалавров и специалистов по новому федеральному государственному образовательному стандарту ВПО:

Кафедры факультета

Кафедра "Электроснабжение транспорта"
Зав. кафедрой:
к.т.н., доцент Неугодников Юрий Павлович
Тел.:
(343) 221-24-78

Кафедра "Электрические машины"
Зав. кафедрой:
к.т.н., Бунзя Андрей Вадимович
E-Mail: ABunzia@usurt.ru
Тел.:
(343) 221-24-07, внутр. 51-97

Кафедра "Электрическая тяга"
Зав. кафедрой:
к.т.н., доцент Фролов Николай Олегович
E-Mail: NFrolov@usurt.ru
Тел.:
(343) 221-24-78