ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Анкета для абитуриентов Екатеринбург EXPO 2025

Общая информация


История

Выпускающая кафедра "Путь и железнодорожное строительство" была создана в ноябре 1994 года на базе трех кафедр "Изыскания, проектирование и постройка железных дорог", "Путь и путевое хозяйство" и "Геодезия и геология". Новую кафедру возглавил выпускник МИИТа, доктор технических наук, член-корреспондент Академии транспорта, профессор Г.Л. Аккерман.

Одна из прародительниц новой кафедры - кафедра "Геодезия и геология" была организована еще в октябре 1963 г. При первом ее руководителе было сформировано основное научное направление кафедры: исследование деформации земной поверхности и сооружений геодезическими методами. Заведующим кафедрой стал доцент А.А. Иливицкий - выпускник горного института (1942 г.) и аспирантуры при горно-геологическом институте УФ АН СССР (1951 г.), специалист по подземной разработке рудных месторождений и изучению проявления горного давления в рудниках Урала. Им написан учебник по курсу "Инженерная геология", опубликовано 33 научных труда и подготовлены три кандидата наук.

Кафедру "Геодезия и геология" возглавлял доцент Б.Г. Чернявский, а после него -  доцент Ф.Е. Резницкий. Общее направление научной работы при них сохранилось, но было сориентировано на обеспечение безопасной эксплуатации железных дорог. В эти годы кафедра оснастилась современными геодезическими приборами - теодолитами, нивелирами, электронными приборами - светодальномерами, тахеометрами, а также значительно повысилась квалификация преподавателей.

В 1964 г. была организована первая выпускающая кафедра "Железнодорожный путь и строительство железных дорог", заведующим которой стал выпускник ЛИИЖТа, главный специалист отдела изысканий института "Уралгипротранс" В.М. Чижевский. Вместе с ним перешел и В.В. Каменцев, а из научно-исследовательского института - Н.Н. Садовская. В 1965 г. в коллектив пришли кандидаты технических наук Г.Л. Аккерман, А.В. Кузнецов (из института "Уралгипротранс"), Г.Б. Красных (из "Уралстроймеханизации") и кандидат технических наук А.С. Понарин (после окончания аспирантуры).

В 1965 - 1966 учебном году из выпускающей кафедры были созданы две: "Железнодорожный путь и путевое хозяйство" во главе с доцентом В.М. Чижевским и "Изыскания, проектирование и постройка железных дорог", которую возглавил доцент А.В. Кузнецов. Эти две кафедры составили основу строительного факультета. На первую из них пришли работать из службы пути Свердловской железной дороги главный инженер службы пути А.С. Хомутов, а из института "Уралпромстройниипроект"-  кандидат технических наук А.С. Попов.

К первому выпуску молодых инженеров строительный факультет насчитывал 400 студентов, и стало очевидно, что для обеспечения нормального и квалифицированного руководства дипломным проектированием потребуются специализированные выпускающие кафедры.

С этой целью в 1969 году из состава кафедры "Железнодорожный путь и путевое хозяйство" были выделены две отдельные кафедры: "Путь и путевое хозяйство", которую возглавил доцент Ю.П.Нехорошев, и "Механика грунтов, основания и фундаменты", заведующим которой был избран доцент В.М. Чижевский.

Кафедру "Изыскания, проектирование и постройка железных дорог" в разные годы возглавляли доценты А.В. Кузнецов, А.С. Понарин и профессор Г.Л. Аккерман. На кафедре работали доценты Г.М. Волков, В.Т. Смольников, старшие преподаватели Н.М. Коротовский, А.П. Звигинцев, Б.А. Знаменский, В.М. Несмеянов, В.В. Садов, С.А. Телегин. Лабораторией заведовала выпускница факультета Н.В. Лебедева. На должности лаборанта работала Н.И. Разина.

Кафедру "Путь и путевое хозяйство" последовательно возглавляли доценты Ю.П. Нехорошев, В.И. Грицык, Г.С. Аношкин, выпускник строительного факультета УЭМИИТа кандидат технических наук В.М. Янин. На кафедре в различное время работали доценты Г.Б. Красных, А.С. Хомутов, В.Т. Смольников. В 1973 г. сюда с должности начальника технического отдела службы пути Свердловской железной дороги переходит кандидат технических наук Ю.Н. Марков. Работали на кафедре также Ю.В. Козлов, А.М. Серебренников, доцент Н.И. Тенирядко.

Коллектив занимался углубленным изучением вопросов технической, технологической и организационной основ путевого хозяйства. Наиболее значимыми являются работы в области оздоровления земляного полотна и разработки рекомендаций по противопучинным мероприятиям (доценты В.И. Грицык и В.В. Карманов), по проблемам повышения надежности путевых машин (доцент В.С. Саблин), по совершенствованию системы путевого хозяйства с использованием экономико-математических методов (доцент В.М. Янин). В научной деятельности доцента Г.С. Аношкина четко обозначилось направление, связанное с разработкой системы экономического обоснования проектных решений мостовых сооружений в суровых климатических условиях.

При кафедре "Путь и путевое хозяйство" в 1974 г. организовано студенческое проектно-технологическое бюро (СПТБ) - единственное в своем роде среди родственных кафедр железнодорожных вузов. Большая роль в организации СПТБ принадлежит его первому руководителю - почетному железнодорожнику доценту Г.Б. Красных.

С 1982 г. научным руководителем СПТБ являлся В.М. Янин. Бюро оказывает реальную помощь железным дорогам Урала в составлении технической документации, отражающей состояние железнодорожной линии на перегонах и станциях, дает рекомендации по выправке станционных и сортировочных путей. Длительное время в СПТБ ведущими инженерами работали Л.А. Ухов и выпускник С.Е. Федоров.

В организации учебного процесса и научно-исследовательской работы трудно переоценить роль специализированных кабинетов и лабораторий и их сотрудников. Около 20 лет работали на факультете старший лаборант Н.Р. Хохлова и младший научный сотрудник Н.В. Чепчугова. Заведующими лабораториями кафедры были В.В. Лазарев и В.А. Задорожный. С 1991 г. лабораториями заведует инженер И.Н. Порожнякова.

С сентября 2015 г. кафедрой руководит к.т.н. С.Г. Аккерман.

В настоящее время на кафедре "Путь и железнодорожное строительство" работает 20 человек профессорско-преподавательского состава и 5 - учебно-вспомогательного персонала. Среди преподавателей 2 доктора технических наук, профессора; 3 кандидата технических наук, доцента; 6 кандидатов технических наук; 5 доцентов без ученой степени; 3 старших преподавателя; 1 ассистент.