ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Анкета для абитуриентов Екатеринбург EXPO 2025

Общая информация


История

В начале 60-х годов, в период интенсивной электрификации железных дорог, строительства в Урало-Сибирском регионе и развития предприятий остро ощущалась потребность в специалистах по эксплуатации ж.-д. транспорта. Поэтому в 1963 году в УЭМИИТе была открыта кафедра "Эксплуатация железных дорог".

Первым заведующим этой кафедрой стал Крюков В.Н., в 1964 году кафедру возглавил Тимошков В.М. В период его пребывания в этой должности кафедра получила интенсивное материальное, научное и кадровое развитие. Так, в аудиториях 314-322 в корпусе по ул. Свердлова, 11а был создан железнодорожный участок из 9 станций, оснащенный различными системами станционной блокировки и связи. Одна станция была оборудована сортировочной горкой для расформирования поездов. На базе этих станций было создано два диспетчерских круга для управления движением поездов, один круг был оборудован диспетчерской централизацией с поездографом. На этом участке проводились лабораторные работы студентов 3 и 4 курсов по дисциплине "Организация движения поездов". Основным конструктором, строителем и руководителем этой лаборатории до 1975 года был Шумаев Н.Н. В главном корпусе по ул. Колмогорова, 66 в ауд. 429, 431 был оборудован кабинет по дисциплине ОКЖД с киноустановкой для демонстрации учебных фильмов. Основателем этого кабинета был доцент кафедры ЭЖД, ректор УЭМИИТа И.В. Уткин.

В 1972 г. на базе электротехнического факультета были образованы строительный факультет (декан Лахтин А.А.), электротехнический факультет (декан Дурандин Г.Б.), эксплуатационный факультет (декан Павлов А.А.). В состав эксплуатационного факультета вошли кафедры эксплуатации железных дорог, экономики железнодорожного транспорта, высшей математики, охраны труда и военная кафедра.

Первый прием студентов дневного и заочного отделений был произведен в 1964 году и составил всего 50 человек. Уже в 1965 г. были зачислены 75 человек, к 1970 г. прием составил 100 человек. На кафедре наблюдался интенсивный рост нагрузки. Поэтому наряду с постоянными членами кафедры занятия вели специалисты других железнодорожных организаций: Штейндорф Г.М. - Промжелдорпроект; Раппопорт М.А., Варгин С.Н., Осипов Е.М., Аптекарь Э.Л. - Управление Свердловской ж. д.; Ермолаев А.Н. - Уралгипротранс; Варгунин В.И. - УО ЦНИИ МПС; Эткин М.Л. - железнодорожный техникум и др.

На кафедре в начальный период ее деятельности остро стоял вопрос подготовки преподавательского состава. Павлов А.А. принял решение о подготовке преподавателей из числа выпускников. Наиболее активно участвующие в исследованиях студенты оставались на кафедре: Михалищев В.В. - 1969 г., Вальт Э.Б., Политов В.В. - 1970 г., Конев А.Ф. - 1973 г., Пластинин В.В. - 1973 г., Волков С.А. - 1977 г., Григорьев В.В. (выпускник заочного факультета) - 1978 г., Обухов А.Л. - 1979 г., Правдин С.Ю., Ситников С.А. - 1980 г. Основной целью этих специалистов становится подготовка к поступлению в аспирантуру, защита кандидатской диссертации. 

В период 60 - 70-х годов на кафедре наблюдается активная работа в ее становлении, развитии связей с железной дорогой, промышленными предприятиями по проведению научных исследований. Кафедра организовывала научно-практические конференции. По результатам работы изданы сборники трудов кафедры в 1971, 1972 годах.

Выпускники кафедры тех лет достигли высоких успехов в своей работе. Матюхин Л.И. - Министр путей сообщения, Воробьев И.П., Колесников Б.И., Иванов А.П. - начальники дорог (Южно-Уральской, Свердловской, Дальневосточной). Многие выпускники занимают должности начальников служб, заместителей начальников служб, начальников отделений различных дорог. Наглядным примером является Свердловская железная дорога: Гредин А.Л. - первый заместитель начальника дороги, Сергеев Н.Н., Коляда Л.Н. - заместители начальника дороги, Надточий В.Д. - начальник ДЦФТО, Тебеньков С.А., Ярушин В.М. - начальники служб, Зубов В.Ф., Смотрин Ю.Е., Копылов Е.И. - начальники отделений. Многие выпускники были призваны на службу в армию, КГБ, МВД и там достигли высокого уровня. Тишков В.В., Мазука Н.И., Панфилов Б.П. - стали начальниками передвижения войск на Московской, Юго-Западной, Южно-Уральской железных дорогах, Прямов С.Н. - сотрудник отдела кадров Генерального штаба Министерства обороны, Сизиков С.Н. - начальник военных сообщений воздушной армии и т.д.

На должность заведующего кафедрой был назначен Вальт Э.Б. 

В 1986 году кафедра "Эксплуатация железных дорог" указанием МПС была переименована в кафедру "Управление эксплуатационной работой". Периодически меняющийся учебный план, ввод специализаций "Грузовая и коммерческая работа" увеличили количество закрепленных за кафедрой дисциплин.

Первоначальный состав кафедры СУГР:

  • Вальт Э.Б. - зав. кафедрой, к.т.н.,
  • Федотова Т.Н., ст. преподаватель,
  • Политов В.В., ст. преподаватель,
  • Меньших В.И., Брагин А.М., Рыкова Л.А., Ситников С.А., Макеева С.Ф - ассистенты

Для усиления материальной базы было достигнуто соглашение в МПС о выделении из числа списанных вагонов рефрижераторного депо Каховка рефрижера-торного вагона, была организована доставка и установка его на станции Свердловск-Товарный. С 1989 г. на базе этого вагона организована лабораторная работа по дисциплине "Хладотранспорт".

Продолжаются научные исследования. Федотова Т.Н. выполнила в 1987 - 89 гг. научно-исследовательскую работу по совершенствованию пригородного движения в Свердловском узле. Ее рекомендации использованы в корректировке схемы обращения и расписания электропоездов.

В 1989 - 91 гг. под руководством Вальта Э.Б. впервые на сети железных дорог разработан технологический процесс обслуживания рефрижераторного подвижного состава на Свердловской ж. д. На основе этой работы было подготовлено и издано с одобрения учебно-методического объединения (УМО) учебное пособие для развития учебника по дисциплине "Хладотранспорт".

Увеличение объема учебной нагрузки вновь потребовало увеличения количества преподавателей. Из числа выпускников были приняты на работу:

  • Конева Е.А. - в 1995 году,
  • Агафонов А.М. - 1996 году,
  • Жужгова Ю.Е., Бобоедова Н.В. - в 1997 году,
  • Манохина В.А. - в 1998 году,
  • Молчанова О.В. - 2000 году,
  • Журавлева Е.А. - 2001 году,
  • Фролова И.С. - 2002 году.

Расширилась методическая деятельность кафедры, вызванная увеличением числа учебных дисциплин, изменением условий работы железнодорожного транспорта. В период 1996-99 г.г. Политов В.В. издал ряд методических указаний по дисциплине "Комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ", Меньших В.И., Плахотич С.А., Федотова Т.Н. выпустили пособие по дисциплине "Управление грузовой и коммерческой работой", Рыкова Л.А. - по проектированию пассажирских станций, Григорьев В.В. и Агафонов А.М. - по проектированию сортировочных станций, Вальт Э.Б. и Брагин А.М. - по организации перевозок скоропортящихся грузов и т.д. Вальт Э.Б. подготовил к изданию учебник "Железнодорожный хладотранспорт" и включен решением УМО специальности в состав авторского коллектива по написанию задачника и учебника по дисциплине "Хладотранспорт".

Вместе с тем, услуги достаточно квалифицированных членов кафедры потребовались и в производственной деятельности железной дороги и промышленных предприятий. По заданию Свердловской ж. д. Вальт Э.Б. стал руководителем работы по повышению конкурентоспособности железнодорожных контейнерных перевозок, выполняемых в 1996 - 97 гг. В 1998-99 гг. Вальт Э.Б. разработал условия погрузки и перевозки техсоли на открытом подвижном составе для ОАО "Сильвинит". 

С момента образования кафедры до настоящего времени прошло около 40 лет, неоднократно обновлялся ее состав. Но традиции кафедры передаются от поколения к поколению, накапливается опыт. Важными остаются требования по повышению квалификации преподавательского состава, развитию материальной базы и улучшению подготовки специалистов. Активная учебная, научная и методическая деятельность сотрудников кафедры позволяет поддерживать на должном уровне материальное положение, а также удерживать и умножать свои позиции в деятельности УрГУПС по подготовке кадров для железнодорожного транспорта и для других предприятий и организаций.