ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Анкета для абитуриентов Екатеринбург EXPO 2025

Общая информация


История

Кафедра «Электрические машины» в настоящее время состоит из трех секций, основой которым послужили три кафедры: «Электрические машины», «Теоретические основы электротехники» и «Электроника». Объединение кафедр произошло в 2010 году. У каждой кафедры своя история и свои заслуги.

Кафедра «Электрические машины» до 2010 г.

История кафедры началась с момента перехода студентов первого приема электромеханического и электротехнического факультетов на третий 1958-1959 учебный год. Кафедра расположилась на скромных площадях лаборатории железнодорожного техникума по улице Быкова. В том учебном году лекции по дисциплине читали доценты А.М. Дядьков и Р.Н. Урманов. Практические и лабораторные работы со студентами вели Е.М. Ветлугин, И.Ф. Павлов, В.П. Бабыкин. 1959-60 учебный год начался с избрания по конкурсу и утверждения Р.Н. Урманова на должность заведующего кафедрой. Небольшой коллектив кафедры стал активно работать по организации учебного процесса, занимаясь методической, научной и воспитательной работой.

Одновременно с созданием материальной базы и организацией учебно-методической работы коллектив кафедры начал исследовательские работы по разработке силовых трансформаторов с бесконтактным автоматическим регулированием напряжения для полупроводниковых преобразователей железнодорожного транспорта на постоянном токе. В 1965 году при кафедре была создана отраслевая научно-исследовательская лаборатория "Режимы устройств напряжения железных дорог" (научный руководитель Р.Н. Урманов). Разработка тяговых трансформаторов с бесконтактным автоматическим регулированием напряжения проводилась совместно с ЦЭ МПС СССР, отделом главного конструктора завода "Уралэлектротяжмаш", службой электрификации и энергетического хозяйства Свердловской железной дороги. Опытно-промышленные образцы агрегатов с бесконтактным автоматическим регулированием с трансформаторами ТДРУ - 20000/35 и регуляторами ДТД-6300 и шкафом ШАУН были испытаны на участке Смычка-Гороблагодатская. Они обеспечили стабилизацию напряжения на шинах тяговых подстанций в диапазоне 3500-3850 В с точностью до одного процента от стабилизированного напряжения. Совместно с заводом УЭТМ были разработаны и серийно выпускались трансформаторы для полупроводниковых 6-ти и 12-ти пульсовых преобразователей мощностью 12500 и 16000 кВА и регуляторами 6300 кВА. Такие преобразователи были установлены на наиболее грузонапряженных участках железных дорог СССР: Октябрьской, Свердловской, Южно-Уральской, Северо-Кавказской, Донецкой и Львовской.

В 1986-90 гг. профессором Шаповаловым В.М. и доцентом Хованских М.Д. выполнялся раздел "Разработка и исследование измерительных устройств на ВОЭ для контроля параметров изделий и технологических процессов" комплексной темы И-108 "Прочность, надежность, техническое обслуживание и ремонт технических средств железнодорожного транспорта и их контроль". Продолжались раннее начатые теоретические и экспериментальные исследования по разработке различных устройств с применением волоконно-оптических элементов (ВОЭ). Были разработаны приборы для контроля диаметров и отклонения от правильной геометрической формы шейки оси колесной пары, а также для контроля и сортировки по радиальному зазору блоков подшипников качения вагонных букс. Образец прибора сортировки подшипников был отмечен дипломом ВДНХ СССР II степени. Авторы награждены серебряной и бронзовой медалями.

В период с 1985 по 2003 годы под руководством профессора Р.Н. Урманова разрабатывалась аналитическая теория расчета и исследования электрических цепей с полупроводниковыми выпрямителями при конечных сопротивлениях параметров схем. Впервые разработанный аналитический метод позволил создавать математические модели любых сложных электрических схем с полупроводниками, включая преобразовательные (в том числе тяговые) подстанции, т.е. обеспечивать наиболее оптимальные и экономичные режимы работы. Основы метода опубликованы в книге Р.Н. Урманова "Теория преобразователей при конечных сопротивлениях схем". В этой научно-исследовательской работе активно участвовали К.В. Мочалин и А.В. Бунзя. С помощью математической модели трехфазного мостового управляемого преобразователя в 2003-2007 гг. старшим преподавателем Бунзей А.В. получена форма импульсов выпрямленного тока и уточнены параметры преобразовательного трансформатора устройства удаления гололеда (УУГ) с двойных контактных проводов импульсно-резонансным методом (ИРМ). Опытный образец УУГ ИРМ введен в эксплуатацию на Свердловской железной дороге в 2006 году. Внедрение таких устройств позволяет сократить расход энергии на 21000 кВт/ч на 100 км двухпутного участка при каждом удалении гололеда.

За успешную деятельность знаком "Почетному железнодорожнику" награждены В.Ф. Григорьев, Р.Н. Урманов, В.М. Шаповалов. После окончания ЭМФ В.Ф. Григорьев был оставлен для работы на кафедре, затем поступил в очную аспирантуру и в 1977 году успешно защитил кандидатскую диссертацию. Поработав в должности доцента, он в 1992 году избирается заведующим кафедрой. Р.Н. Урманов - участник Великой Отечественной Войны, награжден на фронтах четырьмя боевыми орденами, за успешную трудовую деятельность - тремя орденами. Заведовал кафедрой электрических машин с 1959 по 1992 г. Работал в качестве проректора по научной работе УЭМИИТ с 1964 по 1974, а с 1974 по 1987 гг. - в должности ректора. Правительством РСФСР награжден почетной грамотой Заслуженного работника транспорта. Является почетным профессором университета путей сообщения. Доценты В.Ф. Григорьев и А.А. Мангилева, профессора Р.Н. Урманов и В. М. Шаповалов многократно избирались членами Советов факультета и института, а затем университета.

Кафедра «Теоретические основы электротехники» до 2010 г.

Кафедра была образована в1957 году. В ее первый состав входили доцент, к.т.н. Воробьев С.Ф. (зав. кафедрой), доцент, к. т.н. Шахрай Д.М., ассистент Сонин Ю.П., старший лаборант Никитина Т.А. В 1957 году для студентов специальностей «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте», «Энергоснабжение электрифицированных железных дорог» и «Электроподвижной состав» был впервые прочитан курс «Теоретические основы электротехники». В 1958 году на кафедру был принят доцент, к. т .н. Никитин П.Г., который подготовил для студентов курс «Электрические и магнитные измерения». Эти две дисциплины составили основу для дальнейшего формирования коллектива кафедры, который в начале 60-х годов достиг численности 13 человек.

В этом же году кафедру возглавил доцент, к. т. н. Шахрай Д.М., который продолжил работу по формированию квалифицированных педагогических кадров на кафедре, совершенствованию материальной базы и методического обеспечения дисциплин. В 1967 году на кафедру был принят к. т. н. Дурандин Г.Б., который вскоре стал деканом электротехнического факультета. На кафедре им был подготовлен новый курс «Электротехнические материалы». В дальнейшем на кафедру ТОЭ была передана дисциплина «Техника высоких напряжений». Таким образом, в 70-е годы на кафедре было организовано обучение по четырем самостоятельным дисциплинам с соответствующим лабораторным обеспечением для общепрофессиональной подготовки студентов электромеханического и электротехнического факультетов:

  • Теоретические основы электротехники;
  • Основы метрологии и электрические измерения (в дальнейшем «Метрология, стандартизация и сертификация»);
  • Электротехнические материалы (в дальнейшем «Материаловедение»);
  • Техника высоких напряжений.

В 1976 году кафедру возглавил к. т. н., доцент Дурандин Г.Б., (с 1992 года - доктор технических наук, профессор), который руководил ею до 1987 года. В эти годы произошло существенное обновление материальной базы, особенно лабораторий ТОЭ и электрических измерений. Были приобретены новые учебно-лабораторные стенды, позволяющие реализовать фронтальный или полуфронтальный методы обучения студентов. На кафедру приняты преподаватели: к. т. н. Сухогузов А.П., к. т. н. Бердников И.А., ассистент Санникова Е.П. Большую организационную работу по обновлению материальной базы кафедры проводил в эти годы зав. лабораториями Кадников Ю.И., ставший впоследствии проректором УЭМИИТа.

С 1987 года кафедрой руководит доцент, к. т. н. Сухогузов А.П., выпускник УЭМИИТа 1968 года. Был продолжен курс на дальнейшее совершенствование методической деятельности и лабораторной базы кафедры, активное внедрение в учебный процесс вычислительной техники. В 2000 году был внедрен учебно-лабораторный комплекс по ТОЭ с использованием компьютерной техники, приняты значительные меры по улучшению эстетического вида лабораторий и помещений кафедры.

Четыре учебных лаборатории позволяют обеспечить полный цикл занятий по изучаемым дисциплинам. За последние годы преподавателями кафедры подготовлены и изданы методические пособия для студентов объемом не менее 40 печатных листов, в том числе конспекты лекций по наиболее сложным разделам дисциплин, разработаны учебно-методические материалы для дистанционных форм обучения студентов.

Научные направления кафедры связаны с разными аспектами. Вопросами диагностики и совершенствования изоляционных конструкций тяговых электрических машин локомотивов занимается группа преподавателей под руководством профессора Г.Б. Дурандина; Профессор, к. т. н. Сухогузов А.П. руководит научно-методической работой по совершенствованию методики преподавания электротехнических дисциплин. Активной изобретательской деятельностью в различных областях науки занимаются доценты Сулейманов Р.Я., Бердников И.А.. аспирант Косяков А.А. По этому виду деятельности кафедра является одной из ведущих в университете. Результаты научных исследований внедряются в производство и учебный процесс; преподаватели принимают активное участие в работе научно-технических конференций, в том числе за рубежом (Польша: Варшава, Закопане).

За успешную учебно-педагогическую и научную деятельность многие преподаватели поощрены правительственными наградами и министерскими знаками отличия. Знаками «Почетному железнодорожнику» награждены Г.Б. Дурандин и А.П. Сухогузов, знаком «Отличник высшего профессионального образования» – Т.А. Никитина, именными часами министра путей сообщения – Р.Я. Сулейманов.                   

Кафедра «Электроника» до 2010 г.

В 1964 году кафедра "Радиотехника" выделилась из кафедры "Связь" и в течение 10 лет до 1974 г. была выпускающей по специальности "Радиосвязь на железнодорожном транспорте". В первый состав кафедры вошли: доцент заведующий кафедрой А.И. Самойлов, старшие преподаватели М.С. Мухамедзянов, В.В. Мочалин, ассистенты Л.П. Мочалина, Г.А. Ефимов, А.Н. Чечулина и заведующий лабораториями А.Н. Михалёв, а также ассистент Л.Н. Ферратов.

Основное направление научной деятельности кафедры в это время – повышение помехоустойчивости систем связи с применением оптимальной обработки сигналов. Под руководством А.И. Самойлова работали сотрудники С.И. Митюшев, А.Н. Чечулина, Л.Н. Воронцова, Л.П. Мочалина, В.В. Орлов, А.В. Паршин, В.П. Штатнов, Д.Н. Волынский, А.Н. Корякин, В.Ф. Марков, В.Л. Гуревич. Работы проводились совместно с институтом геофизики Уральского отделения Академии наук.

Другим направлением научной работы было повышение надёжности локомотивной радиоаппаратуры под руководством А.Н. Михалёва с участием П.И. Художиткова. Результаты работы внедрены на Восточно-Сибирской железной дороге.

Под руководством А.И. Самойлова исследовались вопросы выделения сигналов на фоне помех с помощью корреляционного анализа, вопросы получения комплексного спектра, дефектоскопии и др.

Успешно защитили кандидатские диссертации воспитанники А.И. Самойлова А.В. Паршин, Н.Н. Корякин, Д.Н. Волынский, а также В.Л. Гуревич, руководителем которого был Г.И. Кравченко.

С 1986 г. кафедрой руководил В.Т.Шнырев.

Тогда было много сделано для дальнейшего развития и технического оснащения лабораторной базы, внедрения современной аппаратуры в лабораторные комплексы.

В 1987 году в соответствии с изменившимся содержанием преподаваемых дисциплин кафедра стала общетехнической и получила название "Электроника".

Научно-исследовательская работа в то время проводилась по теме "Моделирование процессов движения грузового поезда". Совместно с ВНИИЖТ МПС были разработаны математические модели тормозной системы грузового поезда, в работе принимали участие Ю.В. Новоселов и В.Т. Шнырев.

Знака «Изобретатель СССР» удостоены А.Н. Михалев, Г.И. Кравченко, В.Л. Гуревич, А.Н. Чечулина, Л.Н. Воронцова.

В 1998 году в УрГУПС появилась новая специальность «Информационные технологии», и соответственно – новые дисциплины:

  • электротехника и электроника;
  • основы схемотехники;
  • схемотехника.

Они включают в себя ряд разделов электротехники, теории электрических цепей и электроники. Значительное внимание при разработке дисциплины было уделено созданию лабораторного практикума с использованием программ моделирования электронных схем. "Схемотехника" являлась заключительным этапом изучения электроники на электротехническом факультете. Подготовкой этих дисциплин занимался доцент кафедры Г.Л. Штрапенин..

В то же время внедрено современное лабораторное оборудование с использованием цифровых измерительных средств по дисциплинам:

  • физические основы электроники;
  • электроника, её разделы;
  • электронные приборы;
  • дискретная техника;
  • аналоговые устройства;
  • каналообразующие устройства.

С 2002 года для студентов ЭТФ, обучающихся по специальностям АТиС, на кафедре электроники читается оригинальный спецкурс «Программирование прикладной электроники», ориентированный на изучение компьютерных технологий автоматизированного проектирования электронных устройств. Доцент Г.Л.Штрапенин разработал учебно-методический комплекс, включающий лекционный материал с использованием компьютерных презентаций, 8 лабораторных работ и контрольные задания по моделированию электронных схем и разработке печатных плат на основе современного учебного программного обеспечения Multisim и Circuit Maker, а также основы работы в программной среде NI LabVIEW.

В 2007 году профессор Б.С.Сергеев разработал и внедрил в учебный процесс принципиально новый курс «Практические основы создания изобретений» для студентов 4 курса ЭТФ и ЭМФ и для магистров УрГУПС. Разработанное учебное пособие «Практические основы создания изобретений» получило гриф УМО Российской Академии Естествознания и рекомендовано для распространения среди вузов РФ.

За последние годы на кафедре выполнялись госбюджетные и фундаментальные НИР по следующим направлениям:

1. Разработка и совершенствование учебной и научной работы с использованием компьютерных технологий. На основе этих работ были разработаны материалы по практическому использованию компьютеров в учебном процессе. В частности, разработаны программы для текущего контроля знаний студентов по курсу «Физические основы электроники», методические указания по компьютерному моделированию функциональных узлов электронной аппаратуры и др. В этих работах участвовали все сотрудники кафедры. Руководитель - В.Т.Шнырев.

2. Разработка концептуальных и практических направлений развития светодиодных светофоров железнодорожного транспорта и устройств отображения информации с применением светодиодных матриц. Результаты работы внедрены на ряде предприятий России. На основе этих работ аспирантом Савельевым Е.О. защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук и получено 15 патентов РФ. Руководитель работы и диссертации - проф. Сергеев Б.С.

3. Экспериментальные и теоретические исследования комплекса технических средств регулирования движением поездов, основанного на применении устройств счета осей (КТС ЭССО). Руководитель работы - проф. Сергеев Б.С.

4. НИР по исследованию вопросов создания, оптимизации и оценки интеллектуальной собственности. Руководитель работы - проф. Сергеев Б.С.

5. Хоздоговорная НИР по исследованию систем и источников электропитания для устройств СЦБ. Результаты работы внедрены в научно-исследовательских и проектных организациях МПС РФ, и соискателем Наговицыным В.С. защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук, а также получено 6 патентов РФ. Руководитель работы и диссертации - проф. Сергеев Б.С.

6. Совместная (с каф. «Связь») НИР по разработке оптимальных методов передачи и кодирования информации в системах автоматики и телемеханики железнодорожного транспорта. На основании выполнения этой работы Волынская А.В защитила кандидатскую диссертацию. 

Приказом ректора УрГУПС от 30 августа 2010 года кафедры "Электроника" и "ТОЭ" были присоединены к кафедре "Электрические машины" и стали её секциями.