ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Лаборатории


Для проведения лабораторных и практических занятий на кафедре «Управление эксплуатационной работой» имеется лаборатория (ауд. Б1-14) «Информационные технологии на транспорте». Лаборатория оборудована современными моноблоками с установленными программными продуктами:

•   ИСТРА-САПР;

•   «Интеллектуальный тренажер станционного диспетчера «Ментор»;

•   Пакет прикладных программ LpSolve;

•   Программный тренажерный комплекс «Полигон высокоскоростного движения».

Кафедра «Управление эксплуатационной работой» имеет действующий полигон для проведения лабораторных занятий (ауд. Б1-3) «Организация движения поездов». Комплекс представляет собой программную и аппаратную реализацию математической модели поездной и маневровой работы участка ж.д. В комплексе предусмотрены учебные  места дежурных по станции и поездных диспетчеров, которые полностью соответствуют реальной рабочей обстановке. Интегрированная в состав комплекса тренажеров система ГИД  позволяет вести график исполненного движения, а каждый обучаемый получает полную информацию о поездной ситуации на участке. Полигон включает в себя 10 станций, оснащенных специализированным оборудованием.

На станциях Студенческая, Комсомольская, Солнечная, Алмаз и Хрусталь предусмотрена визуализация поездной ситуации, то есть представление в виде трехмерной (3D) графики. Для отображения используются 3D-модели подвижного состава, элементов верхнего строения пути и инфраструктуры. Каждая панель визуализации отображает свою станцию, в соответствии с назначением рабочего места. Изображение не статично, обучаемый может перемещать виртуальную камеру, меняя ее положение и углы поворота, при этом он пользуется клавиатурой и манипулятором мышь. Для удобства можно переключаться между 5-ю заранее установленными позициями, с которых видимы различные районы станции –  выходные светофоры, зона четных стрелок и т.д. Перемещения камеры по станции и перегонам ограничены инфраструктурой.

Визуализация является средством не только представить реальную поездную ситуацию, но и управлять работой станции. Например, в программе предусмотрено индивидуальное, ручное управление локомотивами. Обучаемый выбирает требуемый локомотив мышью и, в дальнейшем, управляет его движением с клавиатуры, выполняя поездную и маневровую работу.

Рисунок 1 – Лаборатория «Организация движения поездов»

В 2017 году произведена модернизация лабораторного комплекса, в рамках которой проведена закупка 2 новых пульт-табло тренажеров ДСП для замены устаревших пультов управления на ст. Студенческая и Комсомольская.

В 2019 году введена в эксплуатацию лаборатория «Микропроцессорное управление движением на полигоне» (ауд. Б1-18). Учебно-лабораторный комплекс включает в себя действующий макет полигона железной дороги, восемь тренажеров автоматизированных рабочих мест дежурных по станции (АРМ ДСП) и два – поездных диспетчеров (АРМ ДНЦ). Учебно-лабораторный комплекс способен моделировать поездную и маневровую работу полигона железной дороги с использованием микропроцессорной и релейнопроцессорной централизации. Лаборатория предназначена для обучения студентов университета и повышения квалификации работников, связанных с организацией и управлением движением поездов.

В лаборатории установлен макет, выполненный на базе материалов фирмы "Fleischmann" в масштабе (1:87). Макет позволяет производить движение нескольких поездов одновременно. Перевод стрелок и управление светофорами осуществляется одним из двух вариантов:

1 – диспетчером ДНЦ-3 и ДНЦ-4 с АРМ ДНЦ;

2 – дежурным по станции с автоматизированного рабочего места, тип которого задает преподаватель до начала занятия (МПЦ или РПЦ).

Рисунок 2 – Макет лаборатории «Микропроцессорное управление движением на полигоне»

Рисунок 3 – Лаборатория «Микропроцессорное управление движением на полигоне»

В соответствии с регламентом оснащения учебно-лабораторной базы образовательных организаций железнодорожного транспорта высшего образования, в 2020 году ОАО «Российские железные дороги» предоставили тренажерные комплексы «Учебный класс по профессиям операторов сортировочной горки» (ауд. Б1-23) и «Учебный класс по специальности «Поездной участковый диспетчер/дежурный по железнодорожной станции»» (ауд. Б1-16).

Учебный класс по профессиям операторов сортировочной горки представляет собой аппаратно-программный комплекс, позволяющий моделировать работу сортировочной горки железнодорожной станции, устройств электрической централизации и движение подвижных единиц. Тренажерный комплекс предназначен для отработки навыков роспуска в режиме ручного роспуска и в условиях функционирования систем KCAУ CП (Комплексная система автоматизации управления сортировочным процессом), ГАЦ (горочная автоматическая централизация), КГМ (Комплекс горочный микропроцессорный) на рабочих местах ДСПГ (дежурный по сортировочной горке), оператора 2-й тормозной позиции и оператора поста резервного управления (ПPУ) сортировочной горки. Тренажерный комплекс обеспечивает отработку практических навыков работы оператора сортировочной горки, в том числе отработку действий в нестандартных и аварийных ситуациях.

Рисунок 4 – Тренажерный комплекс «Учебный класс по профессиям операторов сортировочной горки»

«Учебный класс по специальности «Поездной участковый диспетчер/дежурный по железнодорожной станции»» представляет собой программно-аппаратный комплекс, позволяющий моделировать работу диспетчерского участка, железнодорожных станций, устройств электрической централизации на станциях, блокировки на перегонах и движение подвижных единиц.

Тренажер-симулятор обеспечивает изучение всех видов устройств сигнализации, централизации и блокировки, обучение, контроль знаний и отработку навыков работы поездного участкового диспетчера и дежурного по железнодорожной станции в лабораторных условиях, задание имитации неисправности в системе управления сигнализации, централизации и блокировки на тренажере-симуляторе с целью контроля знаний и навыков, а также позволяет моделировать поездную ситуацию и предоставляет возможность выбора нескольких наиболее приемлемых производственных ситуаций, позволяет оценить результат выбранного решения и результаты работы.

Рисунок 5 – Тренажерный комплекс «Учебный класс по специальности «Поездной участковый диспетчер/дежурный по железнодорожной станции»»

Рисунок 6 – Тренажерный комплекс «Учебный класс по специальности «Поездной участковый диспетчер/дежурный по железнодорожной станции»»